– Оловянные солдатики – это абсолютно мужское увлечение, что наглядно видно на профессиональных выставках, где среди столов с экспонатами ходят одни мужчины. Они встают на колени, чтобы с помощью лупы рассмотреть солдатика, никогда не берут голыми руками за фигурку, только за подставку. Женщины оказываются в этом мире, как правило, за компанию с увлеченными мужьями, - рассказывает исполнительный директор питерской производственно-художественной компании "Ниена" Ирина Бакланова.
Даже среди фигурок, отмечает она, практически нет женских образов – только императрицы, амазонки, пиратки и частные заказы с портретным сходством.
Четверть века назад НИИ, в котором работал муж Ирины Баклановой, закрыли, и он решил стать кустарем. Ирина, историк по образованию, идею мужа-инженера поддержала. Первых солдатиков в начале 1990-х годов они делали на кухне, разогревая металл прямо в чайнике.
Спустя 25 лет производство разрослось – в нескольких арендуемых помещениях выпускается почти пять тысяч разных фигурок: солдатики разных эпох и стран, военно-исторические миниатюры, диорамы, сувениры, индивидуальные подарки. Формовщики, обработчики и литейщики работают среди полок, уставленных коробочками с надписями "Наполеон", "кирасир", "верблюд". У художников своя, почти библиотечная атмосфера: исторические книги, банки с красками и стеллажи с уже готовыми фигурками.
Ирина внимательно следит за конъюнктурой. Так большой популярностью в последнее время пользуются солдатики из серии "Вежливые люди", особенно спецназовец с котенком на руках - копия памятника, установленного в Крыму в память о событиях 2014 года.
Игрушечные солдатики столетиями сопровождали человека – первые миниатюры из дерева и бронзы были найдены еще в египетских пирамидах. Традиция создания оловянных солдатиков зародилась на рубеже ХVIII-XIX веков с изготовления плоских фигурок в Германии. Объемными их стали делать спустя десятилетия во Франции, а уже в XX веке фигурки стали более сложными. Для удобства коллекционеров были введены масштабы и стандарты на оловянные миниатюры. При этом основные этапы производства принципиально не изменились до сих пор – вся работа ведется вручную.
Идея и ее воплощение
"Эскизов мы не делаем. Скульпторов в штате тоже нет, это экономически нецелесообразно. Под конкретный заказ приглашается мастер, который лепит скульптуру в соответствии с необходимыми требованиями", - рассказывает Ирина Бакланова. Время изготовления скульптуры зависит от сложности заказа: "Нет такого, что мы не можем сделать. Даже если срочно и надо много экземпляров. Мы же из 90-х!".
При этом основной доход приносит не массовое производство, а работа с коллекционерами. Игорь Бакланов рассказывает, как пришлось изготавливать большое количество фигур для ирландского потомка генерала, погибшего при Ватерлоо: "Он у себя в замке в Ирландии в комнате 20 на 20 метров создавал диораму сражения, в котором погиб его предок. Солдатиков заказывал у нас". Оловянные миниатюры их производства есть даже в коллекции короля Иордании, говорит Игорь.
Чтобы отлить готовую фигуру в соответствии с созданной скульптурой, к работе приступают формовщики. "Беру скульптуру и вымазываю половину пластилином, делаю "замки" для сцепки и выпарины для выхода воздуха. Сверху наносится виксинт – это как силикон, затем еще слой, бинт и гипс", - рассказывает молодой специалист по имени Никита, который оказался на производстве 5 лет назад волей случая. В детстве он тоже увлекался игрой в солдатики, а теперь делает их своими руками.
По словам Никиты, можно сделать форму сразу на всю фигуру, а потом разрезать, но он так не делает. Изготовление формы по частям позволяет тщательнее проработать детали сложных фигур. Сам Никита помнит, как сложно было делать дракона с множеством мелких деталей. В среднем, на изготовление формы из гипса с мягкой прокладкой уходит 3-5 дней.
Литье и обработка
Литейщик оловянных миниатюр Игорь Петров 15 лет назад пришел в профессию без специального образования. Сплав, рассказывает он, создается при температуре 350-400 градусов, заливается в формы, через пять минут фигура застывает. На рабочем столе у литейщика "смешались в кучу кони, люди", а также римляне, их копья, императоры…
Бракованные фигурки тут же возвращаются в тигель, чтобы снова превратиться в сплав.
Основной металл всех фигур – китайское олово, потому что российского на рынке нет. Для более крупных фигур добавляется свинец, а в качестве добавок для прочности используются медь и другие металлы.
Обработчикам после этого предстоит "обкусать" лишние литые части, припаять мелкие детали, затем все загладить и отдать в чернение или художнику.
В очередь к художнику
"В Европе в принципе не раскрашивают солдатиков, коллекционеры нам присылают, чтобы раскрасить. Российская, а точнее – петербургская школа оловянной миниатюры очень ценится именно за роспись", - с гордостью рассказывает Игорь Бакланов. Правда, тут же вспомнил, как в начале производственного пути на одной из выставок случился конфуз. Подошел коллекционер и указал на ошибку – цвет лацкана на одежде не соответствовал цвету полка. "У нас был красный, а надо малиновый! Поэтому он предложил просто поменять надпись под фигурками, заменив номер полка, чтоб стало правильно", - поделился директор компании. Сейчас к некоторым художникам в очередь стоят год и больше, чтобы получить работу конкретного мастера.
Росписью фигурок занимаются, в основном, молодые мамы, сидящие в декрете. "Они берут фигурки на дом и работают в своем режиме. Я тоже 22 года назад стала художницей, хотя нет художественного образования и даже в изостудиях не занималась. Тут главное – усидчивость", – рассказала руководитель группы художников Марина.
По ее словам, самое сложное в работе – это глаза, для которых используется кисточка в один волосок, и портретное сходство с конкретным человеком. Ей приходилось рисовать президентов, губернаторов, полководцев и обычных людей по фотографиям. "Иногда так нарисуешься, что потом снится все это. Больше всего нравится работать с рыцарями – там свободы больше", - говорит художница, продолжая красить сюртук солдатику.
Наталья Королева