Эксперты: конкуренция в создании объектов инфраструктуры в Арктике неуместна

По мнению специалистов, грамотное размещение инфраструктурных объектов поможет в разы увеличить добычу и доставку ресурсов потребителю

АРХАНГЕЛЬСК, 29 марта. /ТАСС/. Представители арктических регионов считают, что в вопросах создания объектов инфраструктуры в Арктике нужно уйти от принципов конкуренции - необходимо искать эффективные общие решения, которые обеспечат нормальную работу объектов и экономию ресурсов. Об этом говорили участники секции "Механизмы социально-экономического развития Арктического макрорегиона" в рамках форума "Арктика - территория диалога".

"Важный момент в создании инфраструктуры - это координация деятельности. Инфраструктура дорогая везде, а в Арктике она дороже втрое, поэтому, когда мы создаем порты, железные дороги, мы должны добиваться, чтобы все участники пользовались этой инфраструктурой", - сказал на форуме заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов.

По его мнению, в этих вопросах нужна более тщательная координация, чтобы не допускать дублирования, которое только повысит издержки.

Первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин поддержал эту тему, приведя пример строительства северных портов. "Проблема, когда регионы начинают спорить друг с другом и говорить, что каждый должен строить свой торговый порт. Сабетта будет переваливать десятки миллионов тонн различных грузов, в Архангельске будет глубоководный порт, который тоже будет переваливать десятки миллионов тонн. В итоге в Мурманске проект в стадии реализации, уже потратили 10 млрд рублей, но мы до сих пор думаем, зачем нам строить порт в Мурманске, если есть порт в Сабетте и Архангельске", - сказал представитель Мурманской области.

При этом он отметил, что порт в Мурманске имеет ряд преимуществ, он "самый глубоководный и незамерзающий".

Добывают там, где есть дорога

Грамотное размещение инфраструктурных объектов, по мнению специалистов, поможет в разы увеличить добычу и доставку ресурсов потребителю.

"Если посмотреть ретроспективу, то всегда освоение шло за транспортом - вначале вдоль рек, потом вдоль железных дорог появлялись новые месторождения, поэтому если мы будем на это "наваливаться", то соответственно увидим новые проекты, новые инвестиции, новые месторождения, поддерживающие и повышающие уровень добычи", - сказал Артюхов. "Простой пример: запущенный в январе этого года нефтепровод Заполярье - Пурпе позволит нам за три года удвоить добычу нефти в регионе", - рассказал он.

Представитель Ямало-Ненецкого округа отметил, что сейчас "добыча объективно смещается на Север". "Традиционные центры добычи, в том числе Надым-Пур- Тазовский регион уже прошли свой пик добычи, поэтому все смещается на полуостров Ямал, а в среднесрочной перспективе, мы понимаем, что на шельф, поэтому туда должна подходить инфраструктура", - пояснил Артюхов.

Он сообщил, что регион делает акцент на создании "железнодорожного каркаса". В рамках Арктического форума будет подписано соглашение между "Газпромом" и РЖД, касающееся строительства дороги на принципах концессии. "Северный широтный ход у нас находится в очень большой степени проработки, завтра будет подписано соглашение между "Газпромом" и РЖД по финализации перед тем, как вносить проект в федеральное правительство как первую концессионную железную дорогу в современной России", - сообщил Артюхов, отметив, что "проект уже прошел точку невозврата, он будет запускаться". По его словам, проект выгоден и для самой компании РЖД, поскольку у него "внутренняя эффективность очень высока", и для экономики страны "за счет сокращения плеча доставки в порты Балтики".

Для Мурманской области, как считает Тюкавин, более приемлем вариант создания государственных объектов инфраструктуры, а не частных. "Мы считаем в регионе, что крупные инфраструктурные проекты должны носить общий характер и иметь общую доступность, а не реализовываться частными компаниями, потому что, когда частная компания строит инфраструктурный проект, она является эксклюзивным пользователем, а все остальные должны думать, как им поступить", - пояснил он.

Заместитель губернатора Мурманской области привел пример, как горнообогатительному комбинату, недавно вступившему в строй, пришлось создавать для себя новую железнодорожную ветку, параллельную существующей, поскольку другой комбинат - владелец этой дороги, отказался пропускать по ней грузы нового предприятия.

В то же время, по его словам, из-за отсутствия четкой стратегии развития объектов создание необходимой инфраструктуры часто замедляется. "На одном из совещаний был задан вопрос угольщикам, куда они повезут свой уголь, чтобы там построить порт. Они ответили: где построите порт, туда и повезем", - рассказал Тюкавин.

Области для сотрудничества

Транспортные проблемы в Арктической зоне испытывают и финские предприниматели, отметил на конференции президент и генеральный директор Торгово-промышленной палаты Лапландии (Финляндия) Тимо Раутайоки. "Транспорт- это всегда одна из главных сложностей для развития торговли и бизнес-связей. Нам необходимо транспортировать и продукты горнодобывающей, лесоперерабатывающей, сталелитейной промышленности. Мы зачастую вынуждены перевозить эту продукцию по дорогам на грузовиках, потому что в железнодорожной промышленности у нас в Финляндии монополия. Возникла некая юридическая ситуация, в рамках которой конкуренция не существовала практически 10 лет", - сказал Тимо Раутайоки.

По мнению главы Торгово-промышленной палаты Лапландии, странам, имеющим территории в Арктическом регионе, нужно активнее развивать приграничное сотрудничество. "Арктика должна стать примером регионального сотрудничества", - считает он.

Раутайоки отметил, что последние несколько лет было "затишье" в сотрудничестве с российскими регионами, но сейчас "некая активность намечается". "Инвесторы снова интересуются крупными проектами. Мы отмечаем, что в Мурманской, Архангельской областях наметилось несколько многообещающих проектов. На мой взгляд, у нас есть все необходимое для развития нашего бизнеса в будущем", - отметил он на конференции.

Одним из самых перспективных направлений для бизнес- взаимодействия, помимо промышленности, Тимо Раутайоки назвал туризм. Он рассказал об инициативе предпринимателей создать общий проект "Приезжайте в Арктическую Европу", который охватывает территории нескольких стран. Общий проект помогает перераспределить потоки туристов, организовать для них наиболее удобный и интересный маршрут.

Он отметил, что туризм в целом развивается очень быстрыми темпами. В Лапландии в 2016 году турпоток увеличился на 13%, иностранных туристов стало больше на 16%. "Новые туристы приезжают из Китая, Японии и Кореи. В январе этого года рост по ним составил 40%, и даже авиаперелетов не хватает", - сообщил он.