Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Зачем лизать стены "средневекового моногорода"

13 февраля, 10:30 UTC+3

В селе Нёнокса Архангельской области уже 30 лет реставрируют ансамбль из двух старинных деревянных церквей, колокольни и уникального соляного амбара с солеными бревнами, которым больше двухсот лет

Поделиться
Материал из 1 страницы
Вид на село Нёнокса

Вид на село Нёнокса

© Ирина Скалина/ТАСС

Специалист по морской радиолокации по образованию и реставратор по призванию Виктор Дренин случайно попал в Нёноксу 30 лет назад. Так с тех пор и живет: между столицей и беломорским селом.

Нёнокские горки

Специфика Нёноксы в том, что попасть сюда непросто. Зимой есть короткая дорога — по зимнику, в остальное время — только длинная, по железной дороге от Северодвинска. Длинная дорога проходит через военный поселок, и добраться по ней без пропуска не получится. Мало того, что Нёнокса находится в пограничной зоне, рядом расположен еще и Государственный центральный морской испытательный полигон ВМФ, который обеспечивает испытания баллистических ракет для атомных подводных лодок. Поселок полигона Сопка расположен в нескольких километрах и хорошо виден, если подняться на колокольню.

Пропуск иногда оформляют через сельсовет, но обычно через северодвинский музей.

— Пропускной режим строгий. Данные нужно подавать как минимум за две недели, — объясняет главный экспозиционер музея Анастасия Цветкова.

Зимняя дорога до Нёноксы делится на три части: сначала короткий отрезок обычной, неплохой по российским меркам трассы, затем "стиральная доска" грунтовки Онежского тракта и самый длинный участок — нёнокские горки. На нем лучше держаться покрепче и держать хрупкие предметы. Через несколько минут привыкаешь и начинаешь присматриваться к видам за окном. Там шикарные ели и аккуратные сосенки, между которыми можно увидеть чьи-то следы.

Куда приводит радиолокация

Примерно через час, как вознаграждение, открывается отличный вид на село, которое расположено на возвышенности. Венчает его, конечно, храмовый комплекс из колокольни и двух церквей: колокольня 1834 года постройки, в стилистике того времени, с нарисованными псевдоокнами, Никольская церковь 1763 года и Троицкая церковь 1724 года — деревянный пятишатровый храм.

Их реставрировали в 1960-е, а нынешние реставрационные работы на комплексе ведут уже 30 лет. Реставратор из Москвы Виктор Дренин попал в Нёноксу в конце 1980-х — как он говорит, случайно.

— Судьба… Здесь работал Александр Владимирович Попов — зачинатель современных подходов к реставрации деревянных памятников, подхода практического. А я пришел из армии, после института, офицером, думаю: надо завязывать с научно-исследовательской работой. Занимался я морской радиолокацией, — рассказывает Дренин.

Я пытаюсь выяснить, как от радиолокации Виктор пришел к плотницкому делу. Мастер разводит руками.

— Да не знаю. Нет одной причины. Попробовал как-то в отпуске в детском саду теремок сделать и заинтересовался. Ну, еще у меня отец модельщик — модельщики деревянные детали делают, а потом их отливают. Так что к дереву как к материалу был всегда неравнодушен.

Виктор отправился искать реставратора Попова в Кижи, где ему сказали, что мастер работает в Нёноксе.

— Ну, я пешком через Карелию дошел до Каргополя, потом сюда попал. Вот и живу на два дома, иногда по полгода здесь не выезжая.

Здесь Дренин реставрирует, учит плотницкому делу желающих и вместе с сотрудниками Северодвинского городского краеведческого музея создает Дом северного зодчего. За годы реставрации в Нёноксе, говорит, накопил огромный опыт. А еще множество образцов и материалов со старых храмов, про которые можно рассказывать, показывать и на которых учиться. В той же Норвегии некоторые старинные технологии уже утрачены. Виктор показывает гладкую, словно отполированную доску, на которой лишь под определенным углом на свету можно увидеть следы работы топором.

Только топор

— Норвежцы приехали, видят этот след, а повторить не могут… Ну, не заставите вы современного плотника работать так топором. Вызываем как-то плотников в Никольскую церковь — думали нанять. Они: мы сейчас паркетной машинкой зашлифуем, вообще идеально будет.

Реставраторы используют только инструменты, которые применялись 100–200 лет назад. Исключение лишь пила, да и то, где можно, используется топор.

Классические плотницкие инструменты — клиновидный топор, прямой топор, ручной рубанок — можно будет увидеть в Доме северного зодчего и попробовать их в деле на мастер-классах. Пробные летом уже проводились. Даже есть идея собрать макет кровли из лемехов (в русской деревянной архитектуре продолговатые, слегка изогнутые дощечки в форме лопатки, которыми покрывали главы шатров и другие округлые формы, наподобие черепицы — прим. ТАСС), которые сделают ученики. Но это в будущем.

Пока Виктор показывает экспонаты другой части будущей экспозиции дома — фрагменты храмов и колокольни, которые пришлось заменить во время реставрации: "лемешины", балки, элементы узорчатого деревянного иконостаса, прошитые пласты бересты (ее использовали как гидроизоляционный материал). Рассказывает, что осину для лемеха стали использовать в ХIХ веке, а до этого применяли сосну.

— Осина — это поздний лемех. Первоначально был сосновый лемех, потому что все строение рубилось из сосны. В сыром виде осина чуть мягче, чем сосна, рубится, но другие сложности есть. Сосна — корабельный лес, а выход осины гораздо меньше. Кроме того, суеверия. В XVII веке еще на кол осиновый сажали, по преданию, на осине Иуда повесился, как можно что-то близкое к кресту делать. А в XIX веке уровень суеверий стал меньше.

Дом северного зодчего обустраивают в здании, где много лет жили приезжавшие в Нёноксу реставраторы. На доме пока надпись "Комплексный приемный пункт".

— Изначально здание строилось как детский сад в 1940 году, и всю войну оно стояло без кровли, поэтому не очень хорошо в здании было, и садик здесь был недолго. Потом здесь был комплексный приемный пункт, сюда сдавали ягоды-грибы, — объясняет научный сотрудник музея Любовь Карпова. — А когда реставраторы приехали сюда работать на храмы, они здесь обосновались, здесь устроили мастерские и здесь жили.

Очень большой амбар и соль горочкой

Здание сейчас ремонтируют как внутри, так и снаружи. На проект музей получил 2 млн рублей президентского гранта. Открыть Дом северного зодчего планируется к осени. А полгода назад в Нёноксе создали музей соли в соляном амбаре, построенном в 1795 году. Амбар тоже реставрируется.

— Амбар — хозяйственная постройка, архитектуры там никакой, но… Главная ценность — это материал, — говорит Виктор Дренин. — Под воздействием соли и влаги за двести с лишним лет стены просолились. Это не повторить ни в одной лаборатории. Экскурсантам говорю: лизните, они соленые.

Нёнокса была своеобразным средневековым моногородом. Основным производством было солеварение. Соль добывали в огромном количестве.

— Амбар был построен очень богатым солепромышленником, он очень большой для соляного амбара, — рассказывает руководитель проекта "Дом северного зодчего", заведующая филиалом Северодвинского городского краеведческого музея в селе Нёнокса Виктория Волкова. — Длина бревен в большом срубе 14 метров. Здесь хранили соль не в мешках, ее россыпью рассыпали, и она хранилась горочкой.

Не просолилась только кровля, она и потребовала реставрации. В музее соли уже есть макет солеварен Нёноксы, стенды с рассказом, как соль варили, и коллекция соли из разных частей света: с Алтая, Гималаев и Сицилии.

Ирина Скалина

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!