9 ноября 2015, 10:25

В Архангельской области подвели итоги председательства в Баренцевом региональном совете

По словам главы региона, этот опыт стал "не только почетной миссией, но и возможностью расширить формат взаимодействия по ряду проблемных вопросов"

В 2013-2015 годах правительство Архангельской области исполняло полномочия председателя в Баренцевом региональном совете (БРС) и Баренцевом региональном комитете (исполнительном органе совета). В октябре 2015 года председательство было передано губернии Оулу (Финляндия). Итоги двухлетнего председательства Архангельской области в этих международных структурах подвели на заседании БРС в Оулу 14 октября председатель БРС - губернатор Архангельской области Игорь Орлов и председатель БРК  - директор департамента международных связей и государственного протокола администрации губернатора Архангельской области и правительства Архангельской области Алексей Калинин.

"Опыт председательства в БРС убеждает нас в том, что пришло время ставить перед Баренцевым сотрудничеством новые, более масштабные задачи. Главная из них, как нам представляется, состоит в том, чтобы укреплять заинтересованность в реализации масштабных трансграничных проектов на территории сопредельных регионов", - сказал председатель БРК Калинин.

Как отметил на заседании глава региона и председатель БРС Игорь Орлов, "двухлетнее председательство стало для Архангельской области не только почетной миссией, но и возможностью расширить формат взаимодействия по ряду проблемных вопросов". 

Губернатор рассказал, что акценты в программе регионального председательства в 2013-2015 годах были сделаны на сохранение экологического равновесия, изучение опыта внедрения инноваций, развитие транспортных коридоров, создание благоприятных условий для повышения качества жизни в северных территориях Баренцева региона. "Опыт совместной работы показывает, что у наших северных регионов есть все ресурсы, чтобы достойно противостоять экологическим и экономическим вызовам. Для этого нужны заинтересованность в конструктивном диалоге и дальнейших совместных действиях", - считает Орлов.

Решающая роль у транспорта и логистики

Одной из первостепенных задач губернатор Архангельской области назвал создание благоприятных условий для развития транспортной и портовой инфраструктуры в Баренцевом регионе. На российском Севере важнейшим проектом в этой сфере считается "Белкомур" (Белое море - Коми - Урал), который предполагает строительство железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Соликамск (Пермь) протяженностью 1161 км. "Это логистическая основа комплексного промышленного и инфраструктурного развития регионов европейского Севера России", - подчеркнул губернатор Архангельской области.

Он уверен, что вместе с "Белкомуром" новый импульс получит промышленное развитие региона, будут возводиться новые дороги и энергосистемы, откроются хорошие перспективы для территорий, по которым будет проходить железнодорожная трасса. Создание магистрали обеспечит более комфортный доступ к сырью - лесу и полезным ископаемым. "Природные богатства, которые будут располагаться рядом с дорогой, тоже будут вовлечены в процесс развития. Планируется строительство карьеров и разведка месторождений полезных ископаемых. Все это будет открыто для более эффективного использования", - подчеркнул Орлов.

К тому же реализация проекта "Белкомур" позитивно отразится на строительстве глубоководного района морского порта Архангельск. В настоящее время, по словам губернатора Архангельской области, реализация проекта идет интенсивно. "Впервые за долгие годы проект обрел реального инвестора и четкие сроки реализации. Генеральный подрядчик проекта примет участие в финансировании, проектировании и строительстве новых участков (712 км магистрали) и модернизации действующих отрезков (449 км железной дороги). Само соглашение и все документы одобрены правительством РФ. Все согласования получены. Утверждена схема финансирования и экономика проекта. Сам проект "Белкомур" является составляющей российской Транспортной стратегии развития", - сказал Орлов.

Для развития сети авиаперевозок в Баренцевом регионе правительство Архангельской области совместно с правительством Республики Коми организовали регулярное воздушное сообщение по маршруту Сыктывкар - Котлас - Архангельск. Также открыто регулярное авиасообщение по маршруту Санкт-Петербург - Котлас и  прорабатывается возможность организации регулярных пассажирских авиаперевозок по маршруту Архангельск - Петрозаводск.

Игорь Орлов добавил также, что большое значение имеет открытие регулярного авиарейса по маршруту Оулу - Лулео - Тромсё. Следующим шагом должно стать возобновление регулярных пассажирских авиарейсов по маршруту Архангельск - Мурманск - Тромсё". "Одним из решений указанной проблемы видится обеспечение государственных гарантий перевозчику, - считает губернатор. - Такой гарантией может стать разработка механизмов субсидирования особо значимых международных маршрутов. К этим маршрутам мы относим действовавший долгие годы регулярный авиарейс Архангельск - Мурманск - Тромсё.

Правительство Архангельской области направило обращение министру транспорта России с просьбой рассмотреть совместно с другими заинтересованными федеральными ведомствами Российской Федерации возможность разработки механизма субсидирования из федерального бюджета особо значимых международных авиамаршрутов. Параллельно обсуждение этой проблемы может продолжиться с коллегами по Баренцеву региону как на национальном, так и на региональном уровнях, подчеркнул Игорь Орлов.

Как рассказал председатель БРК Алексей Калинин, развитие маршрутной сети авиасообщения в Баренцевом регионе включено в число ключевых проектных инициатив, предложенных Архангельской областью в статусе регионального председательства в 2013-2015 годах. "Проект отражает сотрудничество в рамках единой транспортной стратегии Баренцева региона и совместного Баренцева транспортного плана, предусматривающего углубленное изучение перспективных транспортных коридоров", - сообщил он.

Впервые в этих стратегических документах Баренцев регион рассматривается как единое транспортное пространство, задача которого - интегрировать транспортные системы Евросоюза, Норвегии и Российской Федерации. "Для удаленных обширных северных территорий логистика имеет решающее значение, она повышает конкурентоспособность местных экономик, определяет инвестиционную привлекательность проектов в других отраслях", - подчеркнул Калинин, отметив, что параллельно обсуждаются предложения по совершенствованию автодорожных, воздушных, железнодорожных и водных маршрутов, развитие портовых систем.

Наука поддержит экономику

В числе приоритетов регионального председательства Архангельской области в БРС были также промышленное развитие и стимулирование предпринимательства, транспорт и связь, технологическое и инновационное сотрудничество, создание наукоемкого кластера в регионе, внедрение природоохранного компонента во все проекты сотрудничества, развитие трансграничного взаимодействия в сфере здравоохранения, культуры, туризма, спорта, молодежных обменов; сохранения северного культурного наследия.

"Промышленное и энергетическое развитие тесно взаимосвязано с научно-исследовательскими проектами, инновационными разработками и прикладной наукой. В течение двух лет Архангельск неоднократно становился площадкой для обсуждения реализуемых и перспективных проектов в сфере освоения природных ресурсов", - сказал губернатор Игорь Орлов.

Ученые и эксперты обсуждали комплексное обустройство Северного морского пути, развитие прибрежных территорий Арктической зоны России, вопросы охраны экосистем. Итогом стала разработка конкретных предложений по дальнейшему научному сопровождению проектов развития арктических территорий. Помощь в исследовании северных территорий, по словам главы региона, будет оказывать недавно созданный в Архангельске федеральный Центр комплексных исследований Арктики. Предстоит решать вопросы, связанные не только с освоением природных ресурсов, но и с развитием Северного морского пути, обустройством прилегающих к нему территорий.

Одной из главных задач в период регионального председательства Архангельская область определила развитие международного круизного туризма. "С удовлетворением отмечаем возрастающую привлекательность Баренцева региона для международного туризма. Только в 2015 году состоялось 12 заходов круизных судов и Архангельск и на Соловецкий архипелаг, а также 11 заходов в национальный парк "Русская Арктика", - сказал Игорь Орлов.

Он отметил, что в центре особого внимания остается социальная тематика и забота о здоровье людей, работающих в северных широтах. Планируется расширение возможностей уже действующих научно-исследовательских центров и открытие новых институтов и лабораторий. Правительство Архангельской области совместно с Северным Арктическим федеральным университетом продолжает работу по созданию условий для формирования высокотехнологичного и наукоемкого кластера. В архангельских вузах достаточно налажена подготовка высококвалифицированных кадров, которые востребованы практически во всех отраслях деятельности в Баренцевом регионе.

Климатическая стратегия

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области координирует деятельность межрегиональной рабочей группы по разработке региональной климатической стратегии для российского сектора Баренцева региона. Она состоит из 30 представителей органов исполнительной власти и научно-исследовательских институтов Карелии, Коми, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа. Предложенный Архангельской областью в прошлом году проект "Разработка модели региональной климатической стратегии для российского сегмента Баренцева региона", по словам губернатора, отражает взаимодействие в реализации "Плана действий в сфере адаптации к изменениям климата в Баренцевом регионе", принятого в 2013 году. Губернатор Архангельской области считает, что "интеграция природоохранного измерения во все области Баренцева сотрудничества помогает осуществлять комплексный подход к решению задач в сфере реабилитации загрязненных территорий и сохранения уникальной северной природы".

В период председательства региона в БРС завершен совместный проект "Повышение качества сбора опасных и неопасных отходов в Архангельской области", который получил финансирование партнеров из Швеции, Норвегии, Финляндии. По итогам проекта расширен эксперимент по раздельному сбору отходов. Проведена широкая информационная кампания о внедрении новой системы.

12 марта 2015 года в Архангельске прошла международная конференция "Эколого-экономическое сотрудничество в Баренцевом/Евроарктическом регионе: от проблем к поиску совместных решений". Ее целью была  выработка новых подходов для взаимодействия представителей бизнеса в Баренцевом регионе, создание условий для реализации совместных проектов с учетом общих и региональных приоритетов и экологических факторов. Среди участников конференции были представители МИД России и Финляндии, норвежского Баренцева секретариата, международного Баренцева секретариата, почетного консульства Норвегии в Архангельске, ученые Российской академии наук, руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы в России, ведущие российские, зарубежные и региональные эксперты, представители бизнеса и неправительственных экологических организаций - всего более 150 российских и зарубежных специалистов. Наибольший интерес вызвало обсуждение вопроса о создании условий для совместных проектов с учетом общих экологических факторов и региональных приоритетов.

Налаживание финансовых механизмов

Как отметил Алексей Калинин, подводя итоги двухлетней работы Баренцева регионального комитета, основной задачей регионального председательства Архангельской области и работы БРК являлось "дальнейшее вовлечение регионов в активное взаимодействие при учете индивидуальных особенностей и соблюдения баланса интересов всех регионов Баренцева/Евроарктического региона". Он уверен, что региональное взаимодействие в основном складывается "из сотен порой совсем небольших проектов, но каждый из них максимально приближен к насущным потребностям его региональных участников". "Очевидно, что достигнутые результаты способствуют укреплению доверия в реализации более масштабных совместных проектов", - заявил председатель Баренцева регионального комитета.

Важной проблемой, которую необходимо решить совету, Калинин считает совершенствование финансовых механизмов. "По мнению экспертов, с одной стороны, европейские финансовые институты и кредитные организации в Баренцевом регионе имеют достаточные ресурсы. А с другой стороны, существует дефицит надлежащим образом просчитанных, прибыльных инвестиционных проектов для вложения капитала. Эксперты считают, что необходимо более широкое информирование заинтересованных заявителей об имеющихся в их распоряжении финансовых источниках, более тесное взаимодействие между разработчиками трансграничных проектов и международными финансовыми фондами", - подчеркнул он.

В течение двух лет этой проблемой занималась специальная рабочая группа СБЕР по изучению финансового механизма для Баренцева сотрудничества. Одним из главных источников финансирования на ближайшие годы, по мнению специалистов, может стать возобновление программы приграничного сотрудничества "Коларктик". Первым этапом работы этой программы на период 2014-2020 годов стало формирование перечня потенциальных крупных инфраструктурных проектов, предложенных программными регионами. "Необходимо способствовать более активному использованию совместных международных финансовых механизмов для развития экономического партнерства, транспортного авиасообщения на европейском Севере, сохранения природы Баренцева региона и арктической экосистемы в целом", - отметил Алексей Калинин.

В совместном заявлении Баренцева регионального совета на XV сессии в Оулу 15 октября отмечается, что "БРС положительно оценивает работу специальной рабочей группы СБЕР по изучению финансового механизма Баренцева сотрудничества". "Анализ существующих финансовых ресурсов и рекомендации рабочей группы будут способствовать реализации наиболее значимых проектных инициатив в регионе. БРС считает важным обсудить возможности появления в составе сотрудников Международного Баренцева секретариата эксперта по экономическим вопросам", - говорится в заявлении.

Члены совета также подтверждают важность обсуждения программ приграничного сотрудничества "Коларктик" и "Карелия" в качестве одного из главных финансовых источников Баренцева сотрудничества.

Новый приоритет - экономическое партнерство

В итоговом заявлении особо подчеркивается важность экономического развития всех территорий Баренцева региона. "Новый этап Баренцева сотрудничества должен быть сосредоточен на активном создании предпосылок для компаний, научного и делового сообщества с целью наиболее полного раскрытия экономического потенциала Баренцева региона", - отмечено в документе.

По мнению большинства участников Баренцева сообщества, именно экономическое партнерство должно определять будущее Баренцева региона, поскольку без укрепления экономического взаимодействия сегодня сложно решать актуальные вопросы развития арктического региона в целом. "В Баренцевом регионе есть мощный общественный заказ на поиск совместных ответов на общие вызовы, на совместное использование имеющихся ресурсов и возможностей, - сказал Алексей Калинин. - Наше видение нового этапа Баренцева сотрудничества заключается в поиске совместных взаимовыгодных решений для привлечения и объединения национальных и региональных ресурсов, способствующих социально-экономическому росту в регионах-участниках, созданию привлекательных для проживания и развития бизнеса зон в Баренцевом регионе". 

Мощным фактором укрепления Баренцева регионального взаимодействия, по мнению членов БРК, может стать  реализация перспективных проектов в сфере разработки арктических недр, наращивания торгово-экономических связей, развития современных транспортных и коммуникационных систем в Баренцевом регионе.