13 апреля 2013, 06:00

Массовые увольнения в СМИ

Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС

Блогеры предполагают, что сайт «Большой город», скорее всего, будет закрыт или перестанет быть тем, к которому привыкла аудитория

Один из любимых сайтов  российских хипстеров – сайт журнала «Большой город» - на грани закрытия. И хотя владелец однозначно указал на экономические причины, мнения на этот счет высказываются самые разные. Одни говорят о цензуре и уничтожении независимых интернет-СМИ. Другие – о кризисе журналистики в целом. Случай «Большого города» - частный эпизод или закономерность?

Кризис или замысел?

«Уволена вся редакция сайта bg.ru - подробности позже», - это сообщение, написанное в Facebook главным редактором сайта Екатериной Кронгауз, взорвало блогосферу. Моментально посыпались варианты причин произошедшего. Так, журналист Ольга Бакушинская на своей странице в соцсети предположила, что дело в последнем номере, посвященном РПЦ.  Позже Кронгауз добавила: «Предлагают уволиться по собственному желанию с 15 апреля без компенсаций, а если будем требовать компенсаций - закроют журнал», чем вызвала еще больше сочувствия к редакции и негодования в адрес владельца сайта.

Между тем, сам владелец, Александр Винокуров, заявил, что никаких решений еще не принято, но в ближайшее время необходимо резко сократить экономические расходы. Рассматривается четыре варианта: увольнение части сотрудников, сокращение зарплат, переход на общественное финансирование или закрытие проекта.

Большинство блогеров предполагает, что сайт, скорее всего, будет закрыт, а если и не будет, то перестанет быть тем «БГ», к которому привыкла аудитория. В любом случае, осадок останется. Удивляет еще один факт: «Большой город» никогда не приносил владельцам денег (журнал издается с 2002 года, а в декабре 2010-го  медиахолдинг «Дождь» купил его у ИД «Афиша»), но на грани закрытия оказался лишь сейчас. Так что же это – давно назревавший кризис или чья-то спланированная акция?

Совпадение или закономерность?

Скандал вокруг «БГ» - далеко не первый подобный случай в российских  сетевых СМИ за последнее время.

В феврале этого года по экономическим причинам был закрыт общественно-политический портал «OpenSpace.ru». В начале марта уволился главный редактор «Газеты.ру» Михаил Котов. В Twitter сотрудники издания писали, что причина была в разногласиях с руководством, а само СМИ ждет сокращение штата. Однако никаких подтверждений на этот счет не поступило.

Позже стало известно, что Илья Булавинов покидает пост главного редактора сайта «Коммерсантъ-Online». Свою должность он занимал совсем недолго, с февраля – тогда он сменил на этом посту Елизавету Голикову. Ранее кадровые перестановки происходили и в других структурах «Коммерсанта».

Хочется думать, что все это – только совпадение. Однако уж слишком яркие  возникают ассоциации: кажется, в последний раз столь громкие перестановки происходили в 2001 году на НТВ.

«Я выбросил телевизор, когда это еще не было мейнстримом» 

«Начало нулевых обогатило историю СМИ термином «спор хозяйствующих субъектов», который то ли подчеркивал экономический контекст перемены собственника НТВ, то ли являлся остроумным эвфемизмом понятия «зачистки информационного пространства», - говорит кандидат филологических наук, преподаватель истории российской журналистики Янина Солдаткина. Действительно, тогда, в 2001 году, одни уверяли, что речь идет всего лишь о перемене собственника, другие же кричали о цензуре и огосударствлении телевидения. Так или иначе, команда,
создававшая рейтинговое и качественное общественно-политическое ТВ, покинула телеканал. Воздержусь от оценок, но вряд ли кто-то поспорит, что за прошедшие 12 лет НТВ изменилось до неузнаваемости – как и российское телевидение в целом. В начале нулевых проводились митинги в поддержку этого канала, а в 2012-м – акции  под лозунгом «НТВ лжет», и этот факт говорит сам за себя.  

Пожалуй, лучше всех проблемы российского ТВ сформулировал в ноябре 2010-го Леонид Парфенов. Тогда на церемонии вручения премии имени Влада Листьева он сказал: «После подлинных и мнимых грехов 90-х в двухтысячные в два приема - сначала ради искоренения медийных олигархов, а потом ради единства рядов в контртеррористической войне – произошло огосударствление федеральной телеинформации. Журналистские темы, а с ними вся жизнь окончательно поделились на проходимые по ТВ и непроходимые по ТВ». С тех пор мало что изменилось. Как ни удивительно, но в начале 2012-го с Парфеновым согласился тогдашний президент Дмитрий Медведев, заявивший, что в России существует цензура – из-за избыточного количества государственных СМИ. Чтобы  это исправить, было принято решение создать Общественное телевидение. Однако сейчас уже известно, что оно будет не политическим, а познавательным – а значит, ситуация не изменится.

Собственно, именно поэтому сетевые СМИ с каждым годом становятся все популярнее – а следовательно, и влиятельнее.  В сентябре 2011 года Россия впервые вышла на 1-е место в Европе
по числу интернет-пользователей, а весной 2012-го аудитория «Яндекса» превысила аудиторию Первого канала. Заявлять «я вообще не смотрю ТВ» стало хорошим тоном, а признаваться в обратном – чем-то почти постыдным (есть даже популярный мем: «Я выбросил телевизор, когда это еще не было мейнстримом»). Но чем влиятельнее становятся сетевые СМИ, тем большую опасность они могут представлять. А значит, тем больше может найтись желающих надавить на них – любыми способами.

Миссия или бизнес?

С другой стороны, не стоит забывать, что журналистика – это всё-таки бизнес. В профессиональном сообществе любят говорить об акулах пера как о людях с особой миссией, и, возможно, это правильно. Но журналисты – это, как ни странно, тоже люди, которым нужно жить и зарабатывать деньги. А потому странно упрекать их, если они меняют место работы на более прибыльное. Так же, как нелогично упрекать инвестора, не желающего больше вкладываться в убыточный сайт. В конце концов, они не обязаны оплачивать свободу слова из своего кармана, правда?

Беда в другом:  вне зависимости от причин всех этих перемен пострадавшей стороной оказываются читатели. Лишившись возможности получать качественный продукт на ТВ, они ушли в интернет. Сейчас из сети также постепенно начинает пропадать хороший (и уже привычный) контент. Журналисты, конечно, придумают что-то еще. Но надолго ли этого «что-то» хватит?

 

Бэлла Волкова - журналист, аспирантка Московского Педагогического Государственного Университета. Сфера интересов - люди, их поступки и взаимоотношения власти и общества.