4 апреля 2013, 09:56

Афганистан после 2014 года: быть или не быть?

Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС
Вывод ИСАФ обусловлен тем фактором, что США и другие страны коалиции устали вести эту войну, унесшую с декабря 2001 года жизни свыше 3,2 тысяч западных военных

НАТО завершит вывод Международных сил содействия безопасности /МССБ или ISAF/ из Афганистана к концу 2014 года. Что ждет страну после этого?

План НАТО звучит так: завершить до конца 2014 года все боевые действия МССБ, численность которых превышает 100 тыс человек, и оставить в стране миссию из 8-12 тыс советников, инструкторов и офицеров связи, которые займутся подготовкой и оказанием содействия национальным армии и силам безопасности. На какой срок эта миссия останется в стране пока не ясно. Для США, например, данный вопрос будет напрямую зависеть от согласия Кабула наделить американских военных неприкосновенностью от судебного преследования. То есть в случае совершения ими преступлений на территории Афганистана судить их сможет только американский суд.

Правительство в Кабуле пока не готово пойти на эту меру, учитывая нынешнюю напряженность в отношениях с Вашингтоном, вызванную многочисленными случаями гибели мирных жителей и солдат страны в результате действий военных США.

Штаты и их союзники по НАТО намерены создать специальный фонд для финансирования афганских армии и спецслужб. Для этого с 2015 года будет нужно выделять 4,1 млрд долларов в год. Сумма большая, однако она существенно уступает расходам стран альянса и их партнеров на поддержание своих контингентов в Афганистане, не говоря уже о потерях, которые несут там западные военные.

Вывод ИСАФ происходит не потому, что выполнены основные цели кампании, которые были сформулированы в 2001 году: стабилизация ситуации и исключение возможности использования страны в будущем в качестве плацдарма деятельности террористических организаций. Партизанская война в Афганистане продолжается, как и подготовка боевиков не только для антиправительственных сил в этой стране, но и для террористических формирований по всему миру. Да, на данный момент боевики движения "Талибан" не могут на равных вести боевые действия с силами западной коалиции и не контролируют в полной мере ни один из регионов страны. Однако они продолжают совершать вылазки и ведут активную пропагандистскую кампанию внутри Афганистана. Талибы не брезгуют даже в своих интересах пользоваться результатами масштабной работы западной коалиции по ликвидации безграмотности среди населения. Как отмечает эксперт в этой области полковник армии США Рик Мак-Нортон, "афганские повстанцы развернули активную пропаганду в Интернете". Официальный представитель правительства провинции Кандагар Джавид Файсал отмечает, что талибы "используют, социальные сети, Интернет, СМС-сообщения, пытаясь склонить на свою сторону население".

Вывод ИСАФ во многом обусловлен и тем фактором, что США и другие страны коалиции устали вести эту войну, унесшую с декабря 2001 года жизни свыше 3,2 тыс западных военных. Результаты действий сил несоизмеримы с расходами на эту операцию.

Естественно встает вопрос, что будет после того, как основные боевые силы коалиции оставят Афганистан? Следует отметить, что публикации и аналитические материалы очень сильно различаются в зависимости от того, насколько тесно их авторы связаны с правительственными структурами США и государств НАТО. Публикации и заявления государственных структур и штаб-квартиры НАТО направлены сегодня больше на то, чтобы сохранить лицо и не допустить потери имиджа - в Афганистане речь должна идти о героически выполненной миссии, а не о безрезультатно потерянных жизнях, потраченных впустую триллионах долларов.

Тем не менее из всей массы существующих оценок, анализов, исследований и экспертных мнений по этому вопросу можно сделать только один однозначный вывод - влияние движения "Талибан" на ситуацию в стране после ухода западных сил резко возрастет. Это следует, например, из анализа обстановки в стране, предложенного немецким неправительственным Центром по международным миротворческим операциям.

Директор этого центра Алмут Виланд-Карими рассматривает четыре сценария развития ситуации в Афганистане. Первый и самый благоприятный вариант носит название "Вынужденный брак". Он предусматривает проведение долгих и тяжелых переговоров администрации Хамида Карзая с умеренным крылом движения "Талибан" с целью формирования по итогам широкого коалиционного правительства. Основанием послужат выборы 2014 года, по итогам которых, и в соответствии с конституцией Карзай оставит пост президента страны. В Афганистане наступает относительная стабильность, и далее его будущее зависит от успехов в экономическом развитии и поддержании баланса в межэтнических отношениях / между пуштунами, таджиками и узбеками/ и межрелигиозного / между шиитами и суннитами/. Условиями для успешной работы такого правительства должно стать достижение внутреннего компромисса и получение им широкой экономической и политической поддержки не только со стороны западных стран, России и Китая, но и региональных держав - Пакистана, Ирана, Индии. Также с высокой вероятностью следует ожидать внесения ряда поправок в либеральную конституцию страны от 2003 года, в частности, ограничивающих свободу прессы и права женщин в пользу более традиционных норм, без чего на сотрудничество сумеренными талибами рассчитывать не приходится..

Второй сценарий под названием "Диктатор" предусматривает фактическую узурпацию власти президентом Карзаем. Режим сохраняет видимость демократического, но поправки в конституции позволят Карзаю оставаться у власти дольше двух президентских сроков. Возможности непопулярного и коррумпированного аппарата Карзая контролировать страну остаются очень ограничены. Южные и восточные регионы страны попадают под фактический контроль талибов. В стране нарастает напряженность, происходят периодические военные столкновения исламистов с правительственными силами. Способность режима продержаться в этих условиях будет прямо пропорциональна его поддержке иностранными союзниками.

Третий сценарий - "Назад в будущее" предусматривает быстрый крах режима Карзая и установление талибами контроля над большей частью страны, с массовым переходом на их сторону афганских военных и силовых структур. В стране устанавливается жесткий исламистский режим аналогичный тому, который воцарился в Афганистане после взятия талибами Кабула в 1996 году. Аналогично периоду с 1996 по 2001 вне контроля талибов могут остаться отдельные северные районы Афганистана.

Наконец четвертый сценарий получил название "Сомали". Наихудший вариант, когда ни одна из сторон не получает преимущества. Страна расползается на регионы и провинции, находящиеся под контролем полевых командиров, или превращающихся в поле битвы между отдельными отрядами. Этот сценарий означает очередную гуманитарную катастрофу в Афганистане. Помимо того, что он станет наиболее тяжелым для населения он же представляет наибольшую опасность для безопасности сопредельных государств, превращая Афганистан в очаг производства наркотиков и всех видов криминального бизнеса, а также зону для подготовки боевиков наиболее радикальных и бескомпромиссных исламистских организаций. С точки зрения вероятности реализации этих сценариев, наименее вероятным представляется вариант "Диктатор". По крайней мере - в долгосрочной перспективе. Попытка узурпации власти Карзаем грозит ему потерей имеющихся западных союзников, для которых демократизация страны всегда оставалась одной из основных пропагандистских задач. Без масштабной иностранной поддержки Карзай не сможет платить своей армии и полиции, и утрата контроля над страной произойдет чрезвычайно быстро. Таким образом этот сценарий может реализоваться скорее как случайное стечение обстоятельств, и такая ситуация вероятнее всего продлится от нескольких месяцев до года, чтобы затем ситуация соскользнула ко второму или третьему варианту.

Вариант "Вынужденный брак" может быть реализован только если в нем проявят заинтересованность сами талибы, и даже в этом случае прозападному кабульскому правительству придется проявить чудеса гибкости, дипломатии и готовности делиться реальной властью со своими недавними противниками. Этот вариант, безусловно сегодня является оптимальным для всех участников - от государств западной коалиции, которые смогут гордо объявить о стабилизации ситуации в Афганистане до сопредельных государств Центральной Азии и России, которые будут иметь в Афганистане более-менее действенное правительство, способное если не противодействовать, то сдерживать распространение радикального ислама и наркотрафика. Из факторов, который может способствовать реализации этого сценария необходимо важно отметить усталость афганского населения от войны. Впрочем, измерить это чувство довольно трудно.

Увы, большинство аналитиков склоняются к мнению, что наиболее вероятным развитием событий представляется сценарий "Назад в будущее". Западные эксперты признают это с большой неохотой, однако называют целый ряд факторов "играющих" именно в пользу этого сценария и "талибов".

Во-первых этому способствует крайне высокая коррумпированность и непопулярность режима Карзая, помноженная на исключительно низкую боеспособность и боевой дух Афганской национальной армии. По оценкам независимых экспертов не более 20 процентов афганской армии, которая сегодня насчитывает 352 тыс человек, способны вести самостоятельные операции без содействия иностранных советников. Проблемой армии остается и отсутствие четкого понимания, за что и против кого она сражается. В отличие от них у "талибов" есть сильные лозунги войны против "неверных чужеземных захватчиков" и защиты /реальной или мнимой/ традиционных для этой страны ценностей. Уход западных сил, несмотря на все усилия по подготовке национальных сил, неизбежно создаст вакуум безопасности, который талибы постараются использовать.

Важнейшей проблемой для Афганистана остается проблема борьбы с производством наркотиков, в первую очередь опиатов. Любые усилия для решения этой проблемы возможно принимать только в одном случае - если в стране будет стабильное правительство, пользующееся поддержкой населения и контролирующее всю территорию страны.

Опийный мак здесь выращивают до 80 процентов населения, занятого в сельском хозяйстве, поскольку он дает примерно в 3 раза большую прибыль, чем любая сельскохозяйственная культура, выращиваемая на продажу. Простое уничтожение плантаций приведет лишь к качественному усилению поддержки лишившимся средств к существованию населением антиправительственных сил. Попытка замещения мака альтернативными культурами - это чрезвычайно дорогостоящее мероприятие, которое параллельно должно сопровождаться повсеместным применением наказаний за продолжение производства наркотических веществ, и проведением масштабных пропагандистско-просветительских мероприятий. Стоит отметить малоизвестный факт, что самый низкий уровень производства наркотиков в Афганистане наблюдался именно в годы правления в стране "Талибан", которые в середине 90-х годов пытались создать госмонополию в этой сфере, введя, в частности, телесные наказания за неконтролируемое производство "дурмана" населением.

Из всего вышесказанного следует, что на быстрое решение проблемы "наркозависимости" афганской экономики рассчитывать не приходится. Сопредельным центральноазиатским странам и России остается только усиливать полицейский контроль за возможными каналами перевозки наркотиков, взаимодействуя со всеми заинтересованными иностранными и афганскими партнерами, а также применять меры по сокращению промышленной переработки афганского опия и производства героина. В частности, этого можно добиться путем установления более действенного международного контроля за ввозом в Афганистан необходимых для переработки опия химических веществ.