16 июля 2013, 17:52

Смертельное ДТП под Подольском: анонсированная трагедия

Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

Страшной аварии под Подольском с участием рейсового автобуса и груженого щебнем КАМАЗа, в которой погибли 18 и получили ранения более 60 человек, могло и не быть. Как могло не быть десятков других подобных трагедий на просторах огромной страны. К сожалению, нет и гарантий от их повторения.

Как и почему?

Т-образный перекресток возле деревни Ознобишино давно известен местным жителям и дачникам как аварийно опасный. И не только из-за отсутствия на нем до сегодняшнего дня светофора. Там сложный рельеф местности – второстепенная дорога довольно круто спускается к главной. И обзор для едущих по второстепенной дороге открывается только при непосредственном приближении к перекрестку. Правда,  отъезжающий от остановки и движущийся в сторону области автобус видно.

Если предварительная версия о том, что у большегруза отказали тормоза, верна, то не исключено, что водитель КАМАЗа, гражданин Армении Грачья Арутюнян видел автобус, просто уже ничего не смог сделать, так как объезжал стоящие машины не по правой стороне, а по встречке. Кстати, если бы водитель увел машину правее - в кювет, то страшной аварии могло бы и не быть. Но тогда не исключено, что Арутюняну, если бы остался жив, пришлось отвечать перед работодателем за угробленные машину и груз.

Цена светофора

Трагедия, подобная субботней, рано или поздно должна была произойти. Да, это не первая авария с участием, скорее всего, перегруженной и неисправной машины с приезжим водителем за рулем, но, пожалуй, самая масштабная, трагичная и вопиющая. Здесь в тугой узел завязаны несоблюдение правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, стремление транспортных компаний сэкономить, коррупция и многое другое.

Происшедшее под Подольском поставило, в первую очередь перед властями, много вопросов. Например, почему злосчастный грузовик не соответствовал никаким нормам эксплуатации, а также почему он эксплуатировался с просроченными транзитными номерами? На бытовом уровне ответ тут крайне прост: да потому что так удобнее всем – владельцам автотранспортной компании, экономящим на водителях, машинах и всем остальном, сотрудникам ГИБДД, с которыми соответствующим /точнее, несоответствующим/ образом «договариваются» водители, строителям, покупающим дешевле и товар (в данном случае щебень), и услугу, властям, которые, вместо того, чтобы разбираться, закрывают на происходящее глаза.

По большому счету, все это называется двумя словами - халатность и коррупция.

Заставляет задуматься даже тот факт, что светофор на злосчастном перекрестке появился только после масштабной аварии, на место которой прибыли съемочные группы всех федеральных телеканалов и сам исполняющий обязанности мэра Москвы Сергей Собянин. Когда там же погибали в «небольших» автокатастрофах по 1-2 человека, никто не удосуживался сделать сложный перекресток регулируемым. Зато теперь можно утверждать, что мы знаем страшную цену этого конкретного светофора – за него нужно заплатить сразу восемнадцатью человеческими жизнями. Если, конечно,  цинично не принимать в расчет тех, кто «просто покалечен».

Кто ответит?

Понятно, что в первую очередь отвечать будет водитель КАМАЗа Грачья Арутюнян. Это вполне справедливо. Однако хотелось бы увидеть на скамье подсудимых и тех, кто за гроши нанимал этого приехавшего на заработки человека, кто позволил ему сесть за руль скорее всего неисправной машины, имея на руках водительские права Армении, а не России.

А что же чиновники разных уровней и инстанций, с помощью барашка в бумажке на раз решающие проблемы, связанные с уклонением от уплаты налогов и отсутствием у фирм и компаний грузовиков, прошедших реальный, а не фиктивный, технический контроль.

До тех пор, пока по всей строгости закона не будут наказывать всех по цепочке, а не только «стрелочника», то бишь водителя, на наших дорогах продолжат гибнуть пассажиры автобусов и маршруток. Ведь нанимаемые за сущие гроши граждане государств СНГ зачастую эксплуатируются работодателями также беззастенчиво, как и те транспортные средства, которыми они управляют.

Сами водители не делают секрета из того, что они мало спят и много работают, подчас в невыносимых условиях. Кто из работодателей всерьез задумывался над тем, как водители маршруток в 40-градусную жару перевозят пассажиров по 9 часов в день?  Разве можно доверить чуть живому, уставшему человеку жизни людей? Как выясняется, можно. Только для этого нужно знать, кому вовремя «занести». 

И пока ситуация не изменится в лучшую сторону, информация о погибших и пострадавших на российских дорогах по-прежнему будет напоминать сводки с полей военных сражений. Кстати, не следует забывать, что, по данным ООН, Россия пока относится к числу стран, где показатель смертности на дорогах чрезвычайно высок. Во Всемирной организации здравоохранения, ведущей подобную статистику, указывают, что хуже всего дела обстоят в странах со средним и низким уровнем доходов, где показатели смертности достигают 20,1 и 18,3 на 100 тыс населения, соответственно. Для сравнения, для стран с высоким уровнем доходов показатель смертности составляет 8,7 на 100 тыс человек. Хуже всего дела обстоят в Африканском регионе, лучше всего - в Европе. В России, где в 2010 году погибли 26,6 тыс человек, показатель смертности достигает 18,6 на 100 тыс населения.  Выводы каждый легко сделает сам.