Свыше 85 процентов от государственного оборонного заказа (ГОЗ) на 2013 год размещено и законтрактовано. В этом году обошлось без скандалов между военными и представителями ВПК. Однако это не означает, что гособоронзаказ избавился от противостояния по вечной проблеме – ценообразование. Об этом говорил Владимир Путин , посвященном исполнению ГОЗ для Военно-морского флота.
Заказчики против исполнителей: кто кого?
В 2010 и 2011 годах заключение контрактов по гособоронзаказу сопровождалось скандалами. Министерство обороны требовало обоснованного ценообразования и выполнения сроков контрактов. Для такой позиции у военных были все основания. Они приводили в пример контракты на дизельные подлодки проекта 636.3 ("Варшавянка"). После многомесячной борьбы Минобороны удалось снизить стоимость модернизации лодок с 62 до 41 млн рублей. Представители военно-промышленного комплекса настаивали на выполнении других сроков финансирования (деньги не всегда поступали на предприятия вовремя), говорили об инфляции и нерадивых поставщиках. Самые спорные ситуации, в частности, по контрактам на атомные подлодки с Объединенной судостроительной корпорацией, после многочасовых баталий за закрытыми дверями и в присутствии первых лиц (так было в ноябре 2011 года). К концу 2011 года объем размещенного гособоронзаказа был доведен лишь до 95%. Проблемы по срокам исполнения гособоронзаказа наблюдались и в 2012 году. В нынешнем году ситуацию удалось серьезно поправить: заработал закон о гособоронзаказе, была введена ответственность за срыв сроков исполнения контрактов ГОЗ.
В апреле вице-премьер Дмитрий Рогозин докладывал, что заключение контрактов по гособоронзаказу на текущий год выполнено на две трети. Через три месяца президент говорит уже о других, более успешных показателях. «Что касается гособоронзаказа на 2013 год - уже размещено более 85 процентов от объемов заданий. В целом, это неплохо. Контракты заключены», - сказал Путин на совещании.
Но почему нет размещения заказов в полном, стопроцентном объеме? Военные говорят о двух проблемах, которые так или иначе опять же упираются в ценообразование.
Во-первых, еще не готовы подзаконные нормативные правовые акты, разрабатываемые в рамках федерального закона о гособоронзаказе. Прежде всего, это касается государственного регулирования цен на продукцию военного назначения.
Во-вторых, по прежнему отсутствует методика подготовки расчета цены контракта, размещаемого у единственного поставщика. Как-то на парламентских слушаниях, посвященных исполнению ГОЗ, представитель Минобороны посетовал, что предприятие-монополист включает в стоимость своей продукции – сугубо военной – и содержание ведомственного детского садика, и поликлинику, и бассейн. «Почему Минобороны за свои деньги должно содержать инфраструктуру предприятия ВПК, притом что в армии не решены социальные проблемы?» - возмущался военный. Это только один эпизод «недопонимания» между сторонами. Есть масса других.
Рецепты выздоровления
На совещании президент согласился, что проблема ценообразования при строительстве кораблей и подводных лодок окончательно не закрыта. По его выражению, она – одна «из наиболее чувствительных». «Подчеркну, ценовая политика — вопрос принципиальный, основополагающий»,- сказал Путин. Видимо, военным и представителям оборонки придется еще много раз обсуждать болезненный вопрос: из чего же все-таки складывается цена подводной лодки или крейсера?
Что касается уже размещенных заказов и их исполнения, то здесь проявляются рецидивы старой болезни – нет эффективного взаимодействия госзаказчика с предприятиями ОПК. И тем, и другим нужно искать универсальную формулу отношений, а найти ее непросто. «Еще одна острая проблема - это задержки сроков поставок новых кораблей и вооружений для ВМФ», - сказал Путин на совещании. А сроки срываются, потому что идут сбои в поставках комплектующих предприятиями-смежниками, отсутствует кооперация между производственными и проектными организациями. Президент привел такой пример. «Так, за период строительства серийного корабля одного из проектов было 132 случая отказа техники. Это никуда не годится», - заметил Путин. Такое стало возможно, отчасти, из-за того, что прежним министром обороны Анатолием Сердюковым была отменена система военной приемки. Конкретно этот случай проверят, вероятно, виновных – накажут. Но нужно не только искать «стрелочников», но и что-то менять на институциональном уровне.
Один из способов борьбы с такими явлениями – изменить нынешние принципы контрактной системы. Так, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил по итогам совещания, что в будущем планируется готовить единые контракты. Сейчас, к примеру, одни контракты распространялись на сами корабли, другие – на системы вооружения. Такой разнобой не может обеспечить эффективное производство. Единый контракт должен вобрать в себя все – и строительство самого корабля, и ответственность за то, чтобы все вовремя было произведено, и обеспечение системами вооружения, и электронную «начинку».
Корректировка по срокам
Всякий раз, как только появляются мнения высокопоставленных чиновников из экономического блока о необходимости оптимизации расходных статей бюджета, тут же «сыплются» и прогнозы экспертов о секвестировании гособоронзаказа. Прогнозы и слухи о таком секвестировании ходили с начала 2013 года и где-то до конца мая. Судя по всему, все это время между военным и финансовым ведомствами шла серьезная закулисная борьба. В конце концов, Минобороны и Минфин согласовали этот вопрос. Компромисс состоит в том, чтобы перенести некую часть бюджетных расходов, запланированных на 2014-2016 год, на другой период - на 2017-2018 годы. При этом первоначально стороны срок исполнения госпрограммы вооружений менять не собирались.
На совещании президент сказал, что считает возможным перенести финансирование строительства кораблей со сроком сдачи после 2015 года в новую госпрограмму вооружений 2016-2025. «Знаю, что звучали идеи внести в действующую ГПВ коррективы по финансированию кораблей, которые должны быть сданы до 2015 года. А для кораблей со сроками сдачи после 2015 года определить объемы средств уже в рамках новой госпрограммы - на период до 2025 года», - сказал Путин, По мнению президента, «это возможно», «главное, чтобы не было сбоев».
Сейчас с исполнением ГОЗ более оптимистичная ситуация, чем раньше. В прошлом году в рамках гособоронзаказа был принят в эксплуатацию головной атомный крейсер проекта 955 «Борей» - «Юрий Долгорукий», модернизированы подводные ракетные крейсеры «Новомосковск» и «Верхотурье». Совсем недавно на «Севмаше» состоялась церемония закладки атомного подводного крейсера четвертого поколения «Новосибирск». В свою очередь, госпрограммы вооружений, рассчитанная на период 2016-2025 годы, будет включать в себя производство принципиально новых кораблей, основанных на инновационных разработках.
Сейчас завершается формирование предложений в гособоронзаказ на 2014-2016 годы. Есть надежда, что всеми заинтересованными сторонами будут извлечены уроки из ошибок и просчетов прежних лет.