13 августа 2013, 16:11

«Засечь цель»: Россия закрывает свою территорию новыми РЛС

Фото ИТАР-ТАСС\Вадим Савицкий
Фото ИТАР-ТАСС\Вадим Савицкий
Россия строит новую систему РЛС на своей территории

В Оренбургской области начали строить новую радиолокационную станцию (РЛС). Она станет одним из элементов системы предупреждения о ракетном нападении. Сегодня перед Россией стоит геополитическая задача: разместить такие станции только на территории своей страны и до 2018 года создать сплошное радиолокационное поле

 

Чем «Воронеж» лучше «Дарьяла»?

Церемония закладки памятной капсулы в первый камень фундамента РЛС нового поколения «Воронеж-М» состоялась в городе Орск Оренбургской области. Там же прошло совещание по вопросам строительства станции. Ведь станция – это не только «железо», которое «смотрит» далеко за горизонт, но и обеспечивающий ее военный городок, инфраструктура, сотни военнослужащих и членов их семей.

РЛС типа «Воронеж» - это станция так называемой высокой заводской готовности. Это значит, что проектирование, изготовление и испытания отдельных ее модулей проходит  непосредственно на промышленных предприятиях. Потом эти модули доставляют на нужное место и из них собирают саму станцию. Получается этакий конструктор - очень удобная технология по сравнению с тем, как раньше строились РЛС. Достаточно сказать, что для развертывания «Воронежа» требуется лишь минимально подготовленная площадка, а время развертывания – год-полтора (для РЛС предыдущих поколений этот срок составлял от 5 до 9 лет). Свои плюсы имеет и цена вопроса. Данных о стоимости действующих станций нет, но зато известно, что строительство станции «Дарьял» в Габале (Азербайджан) обошлось бюджету СССР в миллиард долларов (строилась она с 1976 по 1985 годы). Как уверяют военные, стоимость «Воронежа» всего полтора миллиарда рублей.  

Сейчас в России развернуты четыре РЛС нового поколения. Боевое дежурство несут «Воронеж-ДМ» в Армавире (Краснодарский край) и «Воронеж-М» в поселке Лехтуси (Ленинградская область). Станции «Воронеж-ДМ» в Калининградской и Иркутской областях функционируют в режиме опытно-боевого дежурства. Завершить весь комплекс испытаний этих станций и поставить их  на боевое дежурство планируется в 2014 году (к слову, «Воронеж-ДМ» отличается от «Воронеж-М» тем, что первые работают в дециметровом, а вторые в метровом диапазоне).

Кроме того, у России есть РЛС на Кольском полуострове (поселок Оленегорск Мурманской области; «Днестр-М» и «Дарьял»), в Республике Коми (город Печора; «Дарьял»). Модернизация этих станций запланирована на 2015 и 2017 годы. Несет боевое дежурство станция «Енисейск-15» (Абалакова, Красноярский край).

Что касается зарубежного присутствия, то российские РЛС есть в Белоруссии (станция «Волга» предназначена для обнаружения в полете баллистических ракет, а также космических объектов на расстоянии нескольких тысяч километров) и в Казахстане, на Балхаше (станции «Днепр» и «Днестр»). А вот от станций на Украине – в Мукачево и в Севастополе (там работали РЛС станции «Днепр») – Москва решила отказаться.

«Прописка» - только на своей территории

Во времена «холодной войны» территория СССР была «опоясана» сетью  своих радиолокационных систем предупреждения о ракетном нападении. Всего по периметру страны было построено восемь таких станций, причем, только три – на территории собственно России - под Москвой, в Оленегорске и в Иркутской области. Остальные пять  размещались в Латвии, Беларуси, Казахстане, Азербайджане и на Украине. Рухнул СССР и начались проблемы с РЛС.

Новые Ленинградская и Краснодарская станции очень важны для обеспечения безопасности. Они прикрывают направления, где образовались «прорехи» после того, как развалился Советский Союз. Так, ленинградская станция «закрывает» участок, который в советские годы «контролировала» РЛС близ латвийского поселка Скрунда (после вступления Латвии в НАТО эту станцию разобрали; ее демонтаж был одним из условий членства Латвии в Альянсе). Как следствие, «засечь» старт межконтинентальных баллистических ракет на северо-западном направлении для российских военных было затруднительно. Теперь эта «брешь» прикрыта. Станция в Лехтуси позволяет российским  военным «видеть» все, что творится в воздухе и космосе в достаточно широком секторе – от побережья Марокко до Шпицбергена, а по дальности - до восточного побережья США.

В свою очередь «соседняя», калининградская РЛС «контролирует» сектор, включающий северную часть Африки, все Средиземное море и до северной части Атлантического океана, в том числе районы патрулирования американских атомных подводных лодок «Огайо» со стратегическими ракетами на борту.

Армавирская станция в Краснодарском крае «взяла на себя» «нагрузку» бывшей габалинской РЛС в Азербайджане и тех, что дислоцировались на Украине. Станцию в Азербайджане пришлось закрыть после того, как официальный Баку выдвинул неприемлемые условия аренды (Москве было предложено повысить ее с 7 млн долларов в год до 150 млн). Теперь армавирский «Воронеж» закрывает юго-западное направление, контролируя объем воздушного пространства от Южной Европы до побережья Северной Африки, Ближний Восток и Аравийский полуостров.

Один из уроков переговоров по габалинской РЛС – такого рода объекты должны находиться только на территории страны. Новая станция в Орске позволит наблюдать за центральной Азией и частью Индийского океана. Да, признают военные, ее участок будет значительно пересекаться с зоной, которую контролирует РЛС в Казахстане, но лучше иметь такой контроль, чем никакого. Российские официальные лица неоднократно заявляли, что Москва готова модернизировать свои РЛС, находящиеся в Казахстане и Белоруссии, но такая модернизация не означает, что мы не станем строить аналогичные объекты на своей территории. Какими бы не были дружескими отношения между странами и народами, но в истории случиться может всякое.

Засечь - цель, страну - прикрыть

 До 2018 года в российской системе предупреждения о ракетном нападении будет создано и сплошное радиолокационное поле.  Попросту говоря, вся страна будет «прикрыта» от внезапного удара. Новые станции способны засекать даже самую малозаметную цель, в доли секунды обнаруживать пуски ракет разных типов за сотни и тысячи километров от границы России. А дальше уже «подключатся» перехватчики.

Сегодня кажется, что такая ракетная угроза эфемерна, умозрительна. Ну кто в здравом уме и твердой памяти рискнет атаковать страну, обладающую ядерным потенциалом? Кажется, что это невозможно хотя бы из чувства самосохранения. Но система безопасности страны должна учитывать даже невозможные варианты. Не следует забывать, что в Польше и Чехии американцы создают свои РЛС для ранних обнаружений ракетных пусков. Эти станции ориентированы исключительно на территорию России и сопредельных государств СНГ. Вообще, своими радиолокационными станциями США планирует постепенно заключить Россию «в кольцо наблюдения». Дело здесь не только в доверии или недоверии. Какими бы ни были отношения между странами, но пока на одном «берегу» есть ракеты, на «другом» будут строить РЛС и создавать перехватчики. Это реальность современного мира, которую нужно учитывать.