Российский фондовый рынок в этом году чувствует себя весьма неуверенно. Это и понятно – с января средства с рынка только уходят. Статистика последних двух лет с незначительными исключениями неделю за неделей свидетельствует об оттоке средств из западных инвестфондов, ориентированных на Россию. С начала года из суверенных российских фондов было выведено более 1,8 млрд долларов.
Дело не только и не столько в замедлении темпов роста экономик развивающихся стран, политических рисках и растущем интересе к развитым рынкам, где ожидается восстановление экономики США, стимулирующие меры в Японии, возможная стабилизация в Европе. Мы и сами во многом «виноваты». За последние годы у нас мало что изменилось с точки зрения улучшения инвестиционного климата, условий ведения бизнеса, развития инфраструктуры рынка и проч. И если какие-то вещи, что называется, «неподконтрольны», то уж инфраструктуру мы вполне в состоянии довести до мирового уровня. В этой связи хочется понять, станет ли регулирование рынка ценных бумаг, которое ЦБ будет осуществлять с начала сентября, одним из серьезных факторов для возврата инвестиций? И какие проблемы стоят перед ним на этом пути?
Одной из проблем может стать эффект от избыточной централизации - если не удастся справиться с конфликтом интересов внутри самого ЦБ. Действительно, на фоне решения глобальной задачи обеспечения стабильности финансовой системы России проблемы инфраструктуры и спекулянтов в лице небанковских финансовых компаний, страховых компаний, депозитариев, брокеров и регистраторов могут просто быть отложены на будущее.
Следующая проблема - это возможные шаги Банка России по «наведению порядка». Вполне логично предположить, что после начала работы ЦБ распространит свою практику банковского надзора на участников фондового и страхового рынка. Скорее всего, для них это будет означать введение пруденциального надзора и повышение формальных требований - например, к капиталу или другим показателям.
На наш взгляд, новому регулятору необходимо обеспечить решение качественной задачи снижения рисков инвесторов, не разрушив при этом реформами инфраструктуру рынка ценных бумаг, учитывая ее падающие доходы. Если задача будет выполнена, это позволит эмитентам рассчитывать на более справедливую цену за счет уменьшения дисконта при размещении. Например, не секрет, что рынок вынудил Банк ВТБ в ходе SPO предоставить дисконт, что стало важным фактором в успешном привлечении 102 млрд рублей. Однако если бы инфраструктурные риски были ниже, то можно было бы уменьшать эти потери эмитента при размещении.
Еще одна группа проблем - разделение интересов ЦБ как собственника и как регулятора: сам Центробанк является активным участником финансового рынка, собственником крупнейшей российской фондовой биржи. Он напрямую может влиять на рыночное поведение своих дочерних структур. Выход из этой ситуации видится следующий: возвести внутри ЦБ условные «китайские стены» между подразделениями отвечающими за регулирование рынка банковских услуг, фондового рынка и страхового рынка и для каждого из них разработать их собственные KPI.
Централизация финансового рынка началась с создания объединенной Московской биржи и Центрального депозитария. К сожалению, наследнице ММВБ пока не удается реализовать свой потенциал в полной мере. С одной стороны, Московской бирже удалось стать интегрированной биржевой торговой инфраструктурой, c рыночной капитализацией в $4,2 млрд. Московская биржа сумела в рамках группы объединить торги акциями, облигациями, деривативами, валютой, товарами, информационные услуги, расчеты и депозитарий и провести свое удачное IPO (объем размещения составил порядка 15 млрд руб., что обеспечило freefloat около 30%). С другой стороны, участившиеся технические сбои на бирже пока вызывают сомнения относительно успешности и безболезненности перевода торгов на единую площадку.
С Центральным депозитарием ситуация значительно лучше. Несмотря на опасения профучастников, он удачно стартовал и прошел свою международную «обкатку» в ходе SPO Банка ВТБ в части организации возможности участия в SPO таких крупнейших инвесторов, как фонды Норвегии и Катара. А до этого ЦД удалось реализовать эффективное взаимодействие с Clearstream и Euroclear, позволившее зарубежным инвесторам эффективно участвовать в IPO самой Московской биржи. В качестве следующего практического шага совершенствования инфраструктуры рынка видится, что опыт создания Центрального депозитария мог бы быть перенесен мегарегулятором и на сообщество регистраторов в части централизации регистраторских услуг для эмитентов, имеющих листинг на бирже. Задача не в том, чтобы заменить разрозненных регистраторов, которым и так сейчас живется не просто, а создать орган, который мог бы стать единым информационным центром в части регистраторского функционала по торгуемым на бирже ценным бумагам и повышал доверие инвесторов к нашему фондовому рынку. Подобные институты работают как в мире, так и в ряде стран СНГ - например, в Казахстане и Белоруссии. Это послужило бы и делу приобретения Москвой статуса финансового центра мирового уровня, создавая благоприятное мнение о стране, улучшая деловой климат, совершенствуя систему защиты прав миноритарных акционеров. Так же решить последнюю задачу могли бы шаги Банка России, направленные на расширение области применения института независимых директоров для ОАО, и повышение качества корпоративного управления в целом - например, за счет создания соответствующих комитетов и консультационных советов при Совете директоров общества.
А залогом успешного решения всех перечисленных проблем, как мы надеемся, станет расширение конструктивного диалога между профессиональными участниками и мегарегулятором, чего рынок ждет уже давно.
Константин Петров - генеральный директор ЗАО ВТБ Регистратор