2 сентября 2013, 12:04

Школы будущих командиров: в этом году военные училища получили новую жизнь

Фото ИТАР-ТАСС\Валерий Шарифулин
Фото ИТАР-ТАСС\Валерий Шарифулин
Минобороны увеличило набор курсантов во все военные учебные заведения

Во всех образовательных учреждениях Минобороны прошли торжественные мероприятия, посвященные Дню знаний и началу нового учебного года. Нынешний учебный год примечателен тем, что впервые за последние несколько лет значительно увеличен набор на первые курсы всех военно-учебных заведений.

 

Офицеров много не бывает 

В новом учебном году Минобороны набрало на первые курсы своих вузов около 15 тысяч человек. Кажется, что немного, но это в 7,5 раз больше набора прошлого 2012 года. Такие показатели появились не только потому, что военное образование снова становится престижным. Хотя и это обстоятельство сказалось. В некоторые военные училища конкурс был такой же, как в ведущие университеты страны. Просто наступивший учебный год для военного образования стал по-своему переломным. Осталась в прошлом ситуация, которая возникла в ходе «реформ» бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Экс-глава военного ведомства шел по пути «оптимизации» всего, в том числе и военного образования. Реформа системы военных училищ и академий проводилась не потому, что в этом была необходимость, а в лучшем случае для сокращения этой статьи расходов.

Сейчас об этом мало кто помнит, но в 2002 году – при министре обороны Сергее Иванове -  была принята федеральная программа реформирования системы военного образования в РФ на период до 2010 года. В этом документе в целом обоснованно и мотивированно говорилось о необходимости привести в соответствие систему военного образования с задачами и потребностями Вооруженных сил.

Простой пример. В последние годы существования Советского Союза кадры для Вооружённых Сил готовили 166 военных вузов и ежегодный выпуск составлял порядка 60 тысяч офицеров. Однако в связи со снижением численности армии и флота необходимость в таком офицерском пополнении отпала. Что получилось: потребность в подготовке офицеров сократилась примерно в 7 раз, а вузы снизили количество выпускников только в 3,5 раза. В начале 2000-х частично такую диспропорцию удалось ликвидировать. Тем не менее, федеральная программа предусматривала и сокращения учебных заведений - к 2010 году их количество должно было сократится с 78 (в 2005 году) до 61. Но складывается впечатление, что авторы «оптимизации» военного образования этот документ либо не читали, либо проигнорировали.

Академическая оптимизация

Многие высокопоставленные руководители Миноброны признавались, что никакого плана реформы системы военного образования не существовало. Просто решили провести тотальное сокращение вузов как «бюджетоемких единиц». Если в 2009 году подготовку офицеров осуществляли 64 военных вуза  (15 военных академий, 4 военных университета, 45 высших военных училищ и военных институтов), то уже в 2011 году мы имели только 10 так называемых «системообразующих» вузов (три военных учебно-научных центра, шесть военных академий и один военный университет). За время реформы военного образования ликвидировано или оптимизировано 48 военных училищ, институтов и военных академий. Получается, всю систему военного образования сократили в шесть раз. В основном «ликвидация» шла через слияние учебных заведений.

Например, 12 июля 2011 года появился приказ министра обороны Анатолия Сердюкова № 1136, согласно которому Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» был переведен из подмосковного Монино в Воронеж, где «объединился» с Военным авиационным инженерным университетом. Ранее, в 2008 году, Высшая военно-инженерная академия имени Жуковского (Москва) была объединена с Военно-воздушной академией имени Гагарина (Монино, Московская область). Если решение всякими путями перевести легендарную «Жуковку» в Монино еще можно как-то объяснить, то переезд «объединенной» академии в Воронеж, на базу местного училища, трудно поддается логике.

Многие эксперты тогда усматривали в таких перемещениях желание тогдашнего  руководства военного ведомства попросту освободить здания и землю для более «эффективного» использования. Как показали последующие события – в том числе и «дело Оборонсервиса» - для таких оценок были основания.   

В самих военных учебных заведениях также прошли «реформы», которые были неоднозначно восприняты в армейской среде (например, был упразднен казарменный режим, отменена самоподготовка; в училищах нужно было появляться только на занятиях). В конце концов, в 2010 году Минобороны приостановило набор курсантов и слушателей в военные училища и институты, военные академии и другие военные учебные заведения на период до 2012 года.

Сложилась странная ситуация: после школы тысячи ребят хотели стать офицерами, но не могли реализовать свою мечту. «Переизбыток офицеров», - разводили руками в Минобороны. С приходом Сергея Шойгу на пост главы военного ведомства это формулировка больше не используется. Было принято решение переподчинить военные вузы главкомам и командующим видов и родов ВС, хотя ранее их курировал департамент образования Минобороны.

Курсанты и суворовцы отправляются за парты

Ситуация изменилась в 2013 году, и военные вузы Минобороны буквально распахнули свои двери перед будущими абитуриентами. И это не дежурная «сезонная» формулировка, а констатация факта. Со всей страны приходили сообщения о конкурсах в военные и суворовские училища.

Так, в военно-учебные заведения Сухопутных войск поступило более 3 тысяч слушателей, курсантов и суворовцев. По словам главнокомандующего сухопутными войсками генерал-полковника Владимира Чиркина, конкурс при поступлении в суворовские военные училища составил 3-4 человека на одно место, а в Московском суворовском военном училище - 5 человек.

Среди абитуриентов, претендующих на поступление в военные училища, конкурс составил два человека на одно место, а самый большой показатель среди высших военных учебных заведений - три человека на одно учебное место - был достигнут на факультете разведки в Новосибирском высшем военном командном училище (может быть, по сравнению с гражданским вузом конкурс и не такой большой, но тут надо учитывать и специфику училища, куда не может подать документы обычный абитуриент).

В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (РВВДКУ) имени генерала армии В.Ф.Маргелова впервые за десять лет снова начат набор курсантов по специальности «Применение подразделений специальной разведки».

Не забыто и совсем юное поколение будущих командиров. Всего 2 сентября этого года переступили порог кадетских, суворовских и нахимовских училищ Минобороны 1900 мальчиков и 120 девочек. К примеру, с этого учебного года открыло свои двери для ребят Тюменское президентское Кадетское училище. За его партами будут учиться более 350 кадетов.

В советских Вооруженных Силах была стройная многоступенчатая система военного образования: спецшколы, суворовские или нахимовские училища, средние и высшие военные училища, академии (2–3-годичные) и различные курсы видов и родов войск. Апофеоз этой системы - Академия Генерального штаба.

По большому счету, система была громоздкой и бюрократической, но со своей задачей справлялась: готовила военных профессионалов. Разумеется, в современных условиях эта система не может существовать, но это не значит, что ее следовало ломать, ничего не предложив взамен. Нынешнее руководство Минобороны считает вопросы военной науки и образования приоритетными. Есть все основания считать, что внезапных и агрессивных «ударов» по военным училищам больше не будет, а с началом учебного года главным «потрясением» для курсантов и преподавателей станут экзамены.