В Египте сегодня повторилась история полувековой давности. Решением суда Каира "Братья-мусульмане" объявлены вне закона. Как и почти 60 лет назад, ассоциация, созданная в 1928 году Хасаном аль-Банной, оказалась под запретом. За последующие десятилетия эта исламистская структура прошла сложный путь в подполье, опираясь сначала на террор как основное средство реализации своих идей, а затем официально отказавшись от прежней идеологии и встав на политический путь развития. К тому времени эта изначально египетская структура превратилась в разветвленную уверенно стоящую на ногах международную сеть. Смена вектора позволила ей частично войти во власть в Египте и даже в начале 2000-х годов получить представительство в парламенте при президенте Хосни Мубараке, пусть и в качестве независимых депутатов.
Сегодня история сделала очередной виток развития, и прологом к такому исходу послужили события июля-августа, когда после отстранения от власти армией президента Мухаммеда Мурси после массовых антиправительственных выступлений исламисты с оружием в руках начали отстаивать свое право на возвращение. Страна, погрузившись в хаос и беспорядки, оказалась на грани полномасштабной гражданской войны, разделившись на сторонников и противников "братьев". И чаще всего в те переломные годы египтяне вспоминали Гамаля Абдель Насера, героя революции 1952 года, который, возглавив страну в 54-м, запретил деятельность всех партий, в первую очередь, "братьев". Исламисты, поддержавшие антимонархическую революцию с претензией на роль идеологического лидера, были официально запрещены. И не последнюю роль в этом решении Насера, который в свое время даже импонировал "братьям", сыграло, как считают историки, пережитое им незадолго до тех событий покушение. Тогда верхушка ассоциации оказалась за решеткой, как, собственно, и сейчас.
Еще десять лет назад исламисты, действуя официально вне закона, завоевывали популярность народа путем благотворительности и социальной поддержки населения, предлагая всевозможные образовательные программы и помощь тем, кто жил за чертой бедности. Ворвавшись во власть, во многом, благодаря слепой поддержке все тех же наименее защищенных слоев египтян, они буквально за год растеряли веру народа. "Исламисты слишком поторопились войти во власть, - считает заместитель руководителя организации "Ад- Даава ас-Салафия" /Салафитский призыв/ Ясир Бархами. - Мы четко говорили, что исламистским силам на данном этапе не следует выходить в авангард на политической арене, выдвигать своего кандидата на президентских выборах, ведь, мы понимали, что дивиденды этого будут куда меньше, чем потери".
По словам руководителя партии "Ат-Тагамму" /которая и подала иск в суд против "братьев"/ Сейди Абдельаля, вердикт в отношении исламистов, правивших "преступной рукой", стал завершением "борьбы, которую партия вела против них на протяжении трех десятилетий". "Мы подали иск о запрете этой структуры в то время, как остальные вели разговоры о примирении с группировкой, которая использовала террор и насилие против египетского народа, и хотели сесть с ними за стол переговоров", - подчеркнул он.
Между тем, "ассоциация не теряет надежды на урегулирование нынешнего политического кризиса". Как заявил один из представителей руководства ассоциации Мухаммед Али Башр, "нынешний кризис можно преодолеть только путем политического решения, основанного на конституционной законности, а все попытки его урегулирования путем силы не принесут ничего хорошего стране".
К чему же теперь может привести сегодняшнее решение суда?
Как полагает ряд местных наблюдателей, с одной стороны, такой исход еще больше развязывает руки силовикам в их погоне за "братьями", давая им полный карт-бланш, а с другой, - заставит последних все глубже уходить в подполье и будет играть на руку радикальному крылу ассоциации. В нынешних, мягко говоря, непростых условиях, как в регионе, так и на международной арене, исламисты, имеющие богатый опыт "партизанской войны", с легкостью раскопают свои "топоры", которые, как уже показывает захлестнувшая Египет волна насилия, они, на всякий случай, зарыли не так уж и глубоко. Тем более, если учитывать масштабы разветвленной международной сети "братства" и активную поддержку их со стороны ряда государств, ресурсов на борьбу за "украденную легитимность" у них хватит сполна.
С другой стороны, и в этом убежден основатель бывшей экстремистской группировки "Аль-Гамаа аль-Исламия" Карам Зухди, народ после увиденного насилия уже "возненавидел саму идеологию братства". "Мирное политическое действие порой оказывается сильнее пуль, и "братьям" следует отречься от насилия и встать на мирный путь, - заметил он. - Тем более, что ряд лидеров братства это уже осознал и даже выступает за идею покаяния перед египетским народом". Про Мурси, которому грозит тюрьма за госизмену, сегодня уже никто не вспоминает. По словам Зухди, "его кресло обесценилось после такого количества пролитой крови".
Не стоит думать, что исламисты так легко сдадутся после 85 лет упорной борьбы. Как считает один из лидеров партии "Свободные египтяне" Махмуд аль-Аляйли, решение суда "запоздало на 85 лет". По его мнению, эту структуру следовало запретить еще в 1928 году, а сейчас, чтобы ее остановить, остается только внести ее в список международных террористических организаций.