30 сентября 2013, 16:05

Кризис по-итальянски: работа на перспективу

Фото ИТАР-ТАСС/Архив
Голосование о вотуме доверия итальянскому правительству Энрико Летты состоится 2 октября

В Италии сложились все условия для очередного правительственного кризиса. О готовности к отставке уже заявили парламентарии одной из коалиционных партий /"Народ свободы"/, на которую опирается кабинет, а из самого кабинета уволились пять министров, представляющих эту партию. Сам кризис между тем повис в воздухе и пока не материализовался.

Агония продлится до среды 2 октября. Именно на этот день намечено выступление премьер-министра Энрико Летты сначала в нижней, а потом верхней палатах парламента, за чем последует голосование о вотуме доверия. Если ситуация в нижней палате вполне в пользу Летты, где большинство мест принадлежит его Демократической партии /ДП/, которая получила так называемую "премию большинства" после февральского голосования, то в сенате кабинету не хватает около 30 голосов, чтобы преодолеть необходимый порог в 161 голос.

Самые оптимистически настроенные надеются на то, что нехватающие голоса удастся рекрутировать. Видимо, надеется на это и сам Летта. Надо напомнить, что во время последних двух правительственных кризисов премьер-министры подавали в отставку и без "генеральной проверки" на вотум доверия. В ноябре 2011 года Сильвио Берлускони формально не лишался большинства, но был вынужден уйти под сильнейшим давлением обострившихся экономических условий /и незримым нажимом со стороны ЕС/. Не стал добиваться доверия и технический премьер Марио Монти, когда 6 декабря 2012 года политический секретарь партии Берлускони "Народ свободы" /НС/ Анджелино Альфано с парламентской трибуны заявил, что его партия более не разделяет политику технического кабинета. 8 декабря Монти заявил об отставке, "не досидев" до конца негласно отведенного ему срока - апреля 2013 года, когда должны были бы состояться очередные выборы. В итоге в феврале прошли выборы досрочные, заведшие страну в тупик своими неопределенными результатами.

Правительство Летты родилось в муках и от полной безвыходности. В феврале ни одна из политических сил не набрала большинства в верхней палате /сенате/, что не позволило сформировать кабинет. После продлившихся почти месяц консультаций обычно противоборствующим НС и ДП пришлось пойти на вынужденный альянс, который с самого начала не обещал сохраниться надолго. Несчастливым символическим предзнаменованием для кабинеты Летты стала стрельба, открытая психически неуравновешенным итальянцем перед правительственным дворцом Киджи во время присяги министров 28 апреля.

В итоге его кабинет просуществовал 7 месяцев. Пока сложно оценить эффект от его действий и отделить от результатов шагов, предпринятых предшественником Монти. Его сначала называли "спасителем", а потом "убийцей" и экономического роста, и населения, согнувшегося под непосильным налоговом бременем.

Большинство проблем не решены, но отложены, что тоже немало в нынешней ситуации экономического кризиса. Отчасти Летта пошел навстречу требованиям НС, в результате чего, например, один из налогов - на жилье - был отменен, хотя и временно. Некоторые экономисты осторожно говорят о первых признаках экономического роста после двухлетней рецессии. Вполне удовлетворительные и внешние показатели на финансовых рынках. Так, главная кризисная переменная - спред, показывающий разницу доходности по ценным бумагам Италии и Германии - стабильно поддерживался до последних событий на уровне около 250 пунктов. В самый острый момент кризиса этот показатель превышал 500 пунктов, что вело к значительному удорожанию обслуживания внешнего долга Италии, достигающего 125 проц. ВВП. При этом внутри страны показатели не внушают оптимизма - рекордного уровня достигла безработица, минимальные показатели потребления. Ежедневно разоряются и закрываются десятки малых и средних предприятий и фирм. Налоги достигли максимальных размеров.

Летта не сделал или не успел сделать ничего, о чем говорят годами, особенно в период предвыборных кампаний. Это - отмена государственного финансирования политических партий /узаконенное воровство/, структурная реформа рынка труда и, самое главное, реформа избирательного законодательства. С момента падения кабинета Романо Проди в 2007 году в Италии говорят о невозможности продолжать голосовать по существующему закону, который ведет к несправедливому распределению мест в парламенте и требует создание широких коалиций, разваливающихся как карточные домики при неудержимом стремлении итальянских политиков улучшать свой результат на каждых последующих выборах. А на деле результат все время только хуже - у всех в одинаковой степени.

С 2007 года в Италии выборы проходят в "чрезвычайных условиях", под обещание: "сейчас проголосуем так, но новый парламент первым делом изменит избирательное законодательство". А в итоге его не поменял ни Берлускони, избранный в 2008 году, ни технократ Монти /несмотря на то, что это ставилось ему при назначении как первоочередная задача/, ни Летта...

Надо напомнить, что кабинет Летты, хоть формально и был сформирован после выборов, тоже является во многом чрезвычайным и «техническим». То есть, итальянцы за него не голосовали. На февральских выборах победителем вышла ДП, но с преимуществом всего 0,3 проц над соперниками из НС /Берлускони в очередной раз сделал невозможное и вернул консенсус почти 30 проц избирателей, хотя аналитики давно считали "кавальере" политическим трупом/. К тому же на последних выборах громко заявила о себе новая сила - "Движение 5 звезд", занявшая первое место по числу набранных голосов избирателей в "одиночном зачете", то есть не вступая в альянсы и коалиции. Собственно, это последнее обстоятельство и привело итальянскую политику в тупик. "Пятизвездные" решили не вступать ни с кем в альянсы до последнего, ставя своей основной целью свержение обоих дискредитировавших себя центров.

В результате НС и ДП, обычно ненавидящие друг друга, пошли на компромисс и составили широкую коалицию, что сильно ударило по престижу каждой. Не последнюю роль во всей этой ситуации сыграл президент Джорджо Наполитано, который был переизбран в апреле на второй срок - впервые в истории молодой Итальянской республики /существующей с 1946 года/. В итоге Италия получила коалиционное правительство во главе с премьером, за которого никто не голосовал, и в которое не вошли представители "Движения 5 звезд", занимающие треть мест в парламенте. Разумеется, многим избирателям это показалось форменным надувательством и противоречием всем демократическим принципам.

Надо сказать, что "широка коалиция" НС и ДП родилась далеко не за спиной и в поддержку Летты. Монти тоже опирался на аномальное большинство правого и левого центра. И как и тогда, сейчас "договор" нарушил Сильвио Берлускони.

Это он призвал министров, представляющих его партию в правительстве, подать в отставку, включая вице-премьера и главу МВД Анджелино Альфано. Формально поводом для этого послужило то, что на последнем заседании Совмина не было официально принято решение о трехмесячной отсрочке повышения НДС на один процент /до 22 проц/. "Мы не собираемся и не хотим поддерживать кабинет, который повышает поборы с итальянцев", - провозгласил трижды премьер-министр.

Абсурд заключается в том, что решение о задержке повышения НДС было практически принято - министр экономики совершал чудеса, чтобы найти дополнительные средства для покрытия недостачи в бюджет. Но накануне заседания Совмина, пока глава правительства был в Нью-Йорке на Генеральной ассамблее ООН и убеждал инвесторов с Уолл-Стрит в надежности Италии, парламентарии НС подписали письма об отставке. Вернувшись, Летта приостановил все решения кабинета до "разъяснения" в парламенте. Этой "зацепкой" и воспользовался опытный Берлускони.

Его заявления о том, что "в своих политических решениях он никогда не руководствовался личными интересами" выглядят для местных наблюдателей по меньшей мере смехотворно. Его сторонники в парламенте давно грозят массовой отставкой в случае, если их лидер будет исключен из сената. В специальной сенатской комиссии сейчас рассматривается  вопрос о невозможности сохранения за Берлускони места в парламенте после того, как он окончательно был приговорен к четырем годам тюрьмы за финансовое мошенничество его компании "Медиасет". Соответствующий запрет наложен законом, принятом предыдущим правительством Монти. Сейчас этот акт адвокаты Берлускони пытаются оспорить в европейских судебных инстанциях, включая Европейский суд по правам человека. А Марио Монти напомнил, что Альфано выступил со своей речью, подорвавшей его технический кабинет, на следующий день после одобрения кабинетом того самого злополучного закона о невозможности баллотироваться осужденным на срок более двух лет.

Чего хочет добиться Берлускони, сказать сложно. Не исключено, что он надеется на немедленный роспуск парламента: нет парламента - нет и специальной сенатской комиссии. Все-таки сенатское кресло пока гарантирует ему некий иммунитет. Ведь на бывшем премьер-министре висят еще несколько процессов, которые медленно, но верно идут к новым приговорам.

"Кавальере", только что перешагнувший 77-летний рубеж, готов к борьбе и призывает к скорейшему проведению новых выборов. В этом он не одинок - к урнам стремится и "Движение 5 звезд". Часть ДП тоже не прочь разыграть карту своего нового перспективного кандидата - молодого мэра Флоренции Маттео Ренци, с помощью которого левые надеются раз и навсегда победить несгибаемого Берлускони. Парадокс в том, что многие видят в Ренци молодого Берлускони образца 1994 года, когда он раз и навсегда изменил ход итальянской политики.

Здравомыслящие силы убеждены в бесперспективности новых выборов, на которые итальянцы просто не пойдут. Кроме того, это новые расходы. Руководство ЕС уже выразило обеспокоенность состоянием госсчетов Италии, а экономические показатели уверенно поползли по наклонной.

Президент Наполитано, который четвертый раз на последние шесть лет выходит на "передовую", заявил, что роспуск парламента - крайнее решение при отсутствии  другой альтернативы. В качестве возможного варианта развития событий называется переформирование кабинета при новом модифицированном большинстве. Но для этого Летте нужно заручиться дополнительными голосами парламентариев. Надеяться же на "предательство" части членов НС, даже если не все разделяют экстремальную линию Берлускони, наивно. Как показывает опыт, любой бунт против "кавальере" кончается испарением бунтарей с политической сцены. Сложно рассчитывать и на "отступников" в "Движении 5 звезд".

Как развяжутся эти узлы, станет ясно 2 октября.  

LiveInternet