14 марта, 08:15
Арктика
Статья

Северная черепаха Жужа и уплетающий сгущенку Умка: как живет первый на Ямале театр кукол

Практически все играли в детстве в куклы, но у многих ли они оживали в руках? Оказывается, это сложно: нужна не только фантазия, но и навык. И непременно верно сделанная кукла. Екатерина Дерюшева — руководитель первого на Ямале театра кукол "Жужа" и настоящая волшебница: в ее руках оживает морж, с аппетитом ест медвежонок Умка, костер в тундре превращается в стадо оленей. Своим талантом она делится с детьми в дальних северных поселках, интернатах — чтобы они могли познать магию кукольного театра
Екатерина Дерюшева. Донат Сорокин/ ТАСС
Екатерина Дерюшева

Идея из самой глубины души

Екатерина по образованию педагог-психолог, но всю жизнь проработала продюсером на региональном телевидении. Работа с детьми нравилась всегда: подрабатывала аниматором, вожатой в детских лагерях, была руководителем смен. Но в какой-то момент в жизни все закрутилось, и ей очень захотелось найти именно ту форму, в которой было бы комфортно жить.

— Мне очень нравится творчество, жизнь около сцены. Так получилось, что я в один момент попала на региональный конкурс "Свое дело" для молодых предпринимателей и там впервые родилась идея — кажется, я достала ее из самой глубины души — хочу заниматься куклами. И первое мое представление — как вспышка в голове: это должен быть уличный театр! Мне хотелось объединять людей во дворах, сделать место досуга для семей, — кажется, сегодня Екатерина воодушевлена своей идеей точно так же, как и тогда.

Изначально планировались мобильный театр и домашние посиделки, на которых будут рассказывать истории о житейских проблемах. Но мыслей о том, каким большим может стать проект — собственный театр, уникальные куклы, оригинальные сценарии, творческая команда, — не было и в помине.

Первым делом Екатерина решила пройти стажировку, узнать как можно больше про куклы. На Ямале не было кукольных театров, а в Салехарде — театров для детей. В 1990-е был ТЮЗ, но он остался в истории. Оказалось, в регионе просто не к кому обратиться, чтобы узнать, как создать театр для детей. В Екатеринбургском театре кукол Екатерине согласились помочь.

— Со стажировкой мне безумно повезло. Наставником у меня был главный режиссер театра — Евгений Сивко. Там открылась моя "творческая коробочка": я ходила на репетиции, узнала все нюансы и тонкости, но в первую очередь вдохновилась и увидела, как это может быть. Когда я смотрела в Екатеринбурге спектакль, я поняла, что мне безумно хочется принести все это ямальским детям, рассказать историю на сцене, со светом, на профессиональном уровне. Евгений Владимирович показывал мне свои фото и записи из разных стран мира, какие театры есть там — и водный, и теневой, из палатки — границ просто не существует.

Домой Екатерина вернулась с одной мыслью: нужна команда. Нашла в Салехарде режиссера, у которого был небольшой опыт в Тюменском театре кукол. На сцене городского сада летом 2020 года провели первый кастинг — пригласили детей прочитать стихи. Все оказалось сложнее, чем она думала, хотелось даже все бросить, но любовь к творчеству все-таки победила все страхи и опасения. К тому же Екатерина​​​ выиграла грант, который стал большим подспорьем в работе.

В представлении многих, признается Екатерина, кукольный театр — это "зайка за ширмой" в детском саду. Но ей всегда очень хотелось показать, что театр — намного сложнее и больше.

Первые друзья

— Наш первый показ состоялся 26 декабря 2020 года. Для меня и команды это событие стало знаковым — мы понимали, что что-то такое историческое происходит для Ямала, Салехарда. Это начало нашего пути к изменению культурного пространства, — взволнованно вспоминает Екатерина.

Донат Сорокин/ ТАСС

Первым зрителям радовались как настоящим друзьям — дарили им подарки, и они отвечали тем же — хотелось собрать небольшой театральный музей. Первой была ненецкая народная сказка "Два брата".

Потом началась весна 2021 года, а вместе с ней проект "Театр кукол в каждый двор". Тогда еще сохранялись ковидные ограничения, но уличные показы удалось организовать. Объявления развешивали в разных точках города, понимали, что нужно охватить как можно больше людей. Проект помог местным жителям узнать о "Жуже", стали появляться постоянные зрители.

— На сегодняшний день у нас шесть спектаклей в репертуаре, я очень горжусь, что с каждым показом качество растет. Мы привозим сюда "вахтовым методом" режиссеров-профессионалов, проходим большое количество обучений. Я привозила Евгения Сивко сюда, — с особым чувством добавляет Екатерина. — С нами работает композитор из Москвы Глеб Ласкин — помогает писать музыку к спектаклям. Сами ездили в Ставрополь с командой, в Челябинск. Изучали историю частных театров, как они развиваются, из чего состоят, что им нужно вводить в репертуар, чтобы зритель приходил.

Театр сразу решили сделать семейным, чтобы в нем хорошо было и детям, и родителям. Первые погружаются в мир сказки и фантазий, а вторые — вспоминают свое детство. В творческой группе тоже найдется место всем: здесь есть и школьники, и студенты, и даже молодые мамы, которым очень важно реализоваться.

— Как меня научили, если взрослый и ребенок после постановки общаются — значит, спектакль был хороший, есть результат, — добавляет Екатерина. — Мне всегда не хватало на Ямале мест для семейного досуга. Один раз мне позвонила зрительница и спросила, где можно посмотреть наши спектакли. Я сказала, что пока их нет, мы ездим на гастроли и есть проблемы с помещением, она очень расстроилась и сказала: но дети же растут сейчас… Я поняла, что "Жужа" и правда нужна многим.

Очарование Севером на гастролях

Одна из собственных сказок театра — "Вай и море". Чтобы ее создать, Екатерине пришлось "зарыться" в архивы.

— Мы перерыли с режиссером огромное количество ненецких легенд и нашли сказку "Как Вай море победил". Мы ее адаптировали: написали к ней стихи, музыку, добавили в нее игру, создали куклы, — вспоминает Екатерина.

Эту сказку, кстати, возили на первые зарубежные гастроли — в Минск. И уже в процессе поняли, что ее нужно будет адаптировать: понятные северянам слова вроде "тынзян" и "янгцы" для белорусов были в диковинку. В сценарий внесли правки, чтобы пояснить, что это — веревки для ловли оленей и палки, которыми выбивают снег. Белорусского зрителя, вспоминает Екатерина, сказка тронула. Захватило очарование Севером, который они никогда не видели.

Донат Сорокин/ ТАСС

— Это сказка про мальчика, который отправился к духу моря, чтобы попросить того не опрокидывать лодки, не мешать рыбакам. И Вай с помощью смекалки, хитрости и своей доброты смог договориться. Он поет песню морю — о том, что нужно беречь этот мир и сохранять в нем гармонию, и дух моря ему уступает. А вот смотрите, какой у нас чудесный морж! — неожиданно добавляет Екатерина и поднимает голову большой куклы. — Я всегда слежу, чтобы у него усы красиво торчали, детям это кажется смешным.

Даже с куклами можно устроить спецэффекты. Так создали куклы оленей: в начале постановки на сцене появляется очаг, кажется, что сложены ветки для костра, но потом они оживают и под музыку появляются олени.

— Кто-то говорит, что я не берегу куклы, — аккуратно складывая кукол на столе, добавляет режиссер, — это плохо, что я даю детям их в руки. Но я считаю, что куклы должны работать, выполнять свою роль.

Куклу нужно оживить

Все куклы в театре управляются по-разному, есть театры, где работает только одна система, но для реализации задумок Екатерины этого порой недостаточно. В "Жуже" есть планшетные куклы, которые работают в одной плоскости, верховые, для которых нужна ширма, тростевые, теневые, марионетки и многие другие.

— Раньше, когда меня мастера спрашивали, что кукла должна делать на сцене, я совершенно не понимала этих вопросов. Первое время были ошибки: рисунок сделали, куклу создали, а она оказалась не рабочая. Только опыт и знания нюансов работы с куклой могут помочь по-настоящему оживить куклу, для этого порой можно обходиться и без сложных механизмов и секретных рычажков.

Сказку "Умка" хотелось реализовать больше всего, это была одна из первых идей. Кукол для постановки делали в Нижнем Новгороде — чудесный медвежонок с большими глазами даже взрослых не оставит равнодушными. Умка — одна из самых сложных кукол в театре. Он может не только шевелить лапами и головой, но и моргать. А так как по сценарию медвежонок ест морковь и сгущенку, было важно, чтобы он открывал рот. Раньше подобную куклу можно было приобрести за сумму до 20 тыс. рублей, но сейчас цены стали выше, признается Екатерина.

Донат Сорокин/ ТАСС

На создание одного спектакля требуется не менее полугода. За это время нужно, чтобы идея превратилась в сценарий, важно выиграть грант, выбрать площадки, собрать вместе всех актеров, для которых театр — это хобби, а не основная работа. Требуется создать новых кукол, заказывать которых приходится в других регионах.

Один спектакль в среднем стоит не меньше 800 тыс. рублей. Сюда входят сценарная и режиссерская работа, создание декораций, костюмов, музыки, затраты на командировку для всей труппы, потому что порой спектакль должен сам добраться до верного зрителя.

Большая черепаха, полюбившая Север

Новым этапом для "Жужи" стал проект "Театр — детям" — команда выезжает в отдаленные поселки Ямала, в дома и школы-интернаты, учащиеся которых редко бывают на "большой земле". Для большинства из них "Жужа" — первый театр в жизни.

— Так мы знакомим детей с театром. После спектакля они заходят за кулисы, тут же мы проводим мастер-классы: даем им куклы в руки, объясняем, как с ними работать, и даже вместе создаем куклы, чтобы у ребенка в памяти сохранилось как можно больше впечатлений о детском кукольном театре, — рассказывает Екатерина.

Главная сложность здесь, конечно, логистика: продумать, как все довезти — кукол, декорации, найти место, где всем можно переночевать — чаще всего школы-интернаты идут артистам навстречу и размещают труппу у себя. Театр не останавливается в гостиницах не из соображений экономии или комфорта, а просто потому, что в маленьких северных поселках их нет. Зато там есть зрители, которые их очень ждут.

В будущем Екатерина мечтает создать бэби-спектакли — для самых маленьких. Пока до этого никак не доходят руки — планы театра плотно расписаны на полгода вперед.

— Кстати, а почему Жужа?

— Когда писала заявку на первый грант, понимала, что нужно какое-то яркое название. У меня в то время жила красноухая черепаха Жужа — так вот, я "украла" ее имя, — смеется Екатерина. — "Жужа" обросла романтической легендой: жили-были три черепахи, одна из них отправилась в путешествие и попала на Север, к чуму. Ей очень понравилось, и она решила остаться на Севере. Местные прозвали ее Жужа из-за звука, с которым северный ветер ударяется о ее панцирь. А сам панцирь — это театральный домик, который наполняется добрыми сказками от мудрой черепахи. Эту концепцию мы хотели перенести в оформление нашего театра — мы очень хотим, чтобы у нас появился наш домик. Хочу закупить туда подушечки, чтобы дети могли сидеть или даже лежать прямо на полу, пока мы рассказываем им сказки. Это будет самое уютное место для всей семьи.

Заявки на гранты в итоге "выстрелили" и очень помогли: семейный театр кукол "Жужа" получил три гранта губернатора ЯНАО при софинансировании Фонда президентских грантов на сумму почти 4 млн рублей. Во многом это стало возможным благодаря тому, что с 2022 года грантовый фонд социально ориентированных НКО на Ямале вырос втрое: с 34 млн до 103,6 млн рублей в 2024 году, а количество получателей поддержки за это время удвоилось — с 39 до 75.

Поселиться в новом "домике" театр рассчитывает уже в апреле, тогда в мае "Жужа" сможет принять первых гостей.

Виктория Ивонина