21 мая, 05:15
Статья

Мария Владимирцева более 25 лет изучает восточную популяцию стерхов — повадки этих птиц, их численность и маршруты ежегодных перелетов. Вслед за этими журавлями, которым не так давно грозило полное вымирание, она обошла чуть ли не всю якутскую тундру, которая, признается, "раскрывает человека от и до". О том, как проходят орнитологические экспедиции в Арктике и как стерхи "поют" о любви, она рассказала ТАСС

Wang LiQiang/ Shutterstock/ FOTODOM

От справочников — к кандидатской

Мария Владимирцева рассказывает, что выросла на даче в пригороде Якутска. Когда у птиц начинался сезон гнездования, ей всегда хотелось узнать, какие птицы и почему поют вокруг. В этом ей помогал дедушка-охотник, у которого были специальные справочники.

"Меня интересовали все виды птиц, которые у нас обитали. И я сама по наитию занималась тем же, чем и сейчас, — говорит она. — Когда пришло время определяться с высшим образованием, сначала думала выбрать ветеринарное направление, но отговорила мама, сказав, что, если интересует природа, лучше поступать на биолого-географический факультет Якутского университета. Так я и сделала, выбрав зоологическое направление со специализацией по орнитологии".

На втором курсе летнюю практику студентам проводил приглашенный научный сотрудник из института биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения РАН, ученый-орнитолог Захар Борисов. Его экскурсии произвели такое впечатление на Марию, что она решила работать в этом институте, с которым связана до сих пор.

Мария Владимирцева. Личный архив Марии Владимирцевой
Мария Владимирцева

Научным руководителем при защите ее кандидатской диссертации стал Николай Гермогенов, который пригласил молодую исследовательницу в команду масштабного международного проекта по изучению стерхов.

"Международный проект по сохранению стерха был инициирован известным якутским орнитологом Юрием Васильевичем Лабутиным после знакомства с сооснователем Международного фонда охраны журавлей Джорджем Арчибальдом из Висконсина, — рассказывает Владимирцева. — Когда ситуация позволяла, профессор Арчибальд часто приезжал в Якутию. Недавно встречались с ним в Китае на конференции. Он всегда был с нами, поддерживал Якутию, сохранение стерха. Фонд оказал финансирование работ по сохранению стерха. Джорджа Арчибальда называют "человек-журавль". Сейчас ему 78 лет".

Интерес к редкому журавлю

До появления этого проекта стерх был малоизученным видом под угрозой вымирания. Международные исследования помогли выяснить пролетный путь миграции этих птиц. Выяснилось, что они летят из зоны субарктической тундры по рекам Якутии Яне, Индигирке, Колыме, среднему Алдану, через Амурскую область в Китай. Практически 90% популяции стерха зимует на озере Поянг в провинции Цзянси в бассейне реки Янцзы на юго-востоке Китая.

Сотрудничество ученых из разных стран позволило добиться и роста численности популяции. "Редкую птицу сохранили благодаря усилиям нескольких стран, включая Россию, Китай, США и Японию, — говорит Владимирцева. — В частности, их пролетный путь был выяснен только благодаря международному проекту по мечению птиц спутниковыми датчиками. Были выявлены места традиционных остановок сроком вплоть до месяца, которые теперь защищены особо охраняемыми природными территориями. Если в середине 1980-х годов считалось, что численность вида составляет около 800 особей, то сейчас она достигает 5,6 тыс. и даже приближается к 6 тыс.".

Стерхи на озере Поянг в Китае. lightrain/ Shutterstock/ FOTODOM
Стерхи на озере Поянг в Китае

Критическая ситуация сложилась с западной и центральной популяциями стерхов, которые гнездились в низовьях Оби. Центральная летала на зимовку в Индию, а западная — в Иран. В Индию птицы перестали прилетать на зимовку в начале 2000-х годов, а в Иран в прошлом году не прилетела последняя птица, которую звали Омид ("Надежда").

"Центральная популяция уже вымерла, — объясняет орнитолог. — Джордж Арчибальд разработал бесконтактный метод для выращивания журавлят в неволе, который впервые был применен для восстановления самого редкого в мире американского журавля, оперение которого также преимущественно белое. Специалист в белом костюме и с приспособлением для кормления журавлят, надеваемым на руку и выглядящим в точности как голова настоящего журавля, водит птенцов журавлей по журавлиным местообитаниям и показывает им, где и как нужно добывать корм, чтобы они не привыкали к человеку и могли бы жить в дикой природе. Такой же метод используют в питомнике редких журавлей Окского государственного природного биосферного заповедника, где живут потомки стерхов нашей восточной популяции. Однако пока популяция не восстанавливается должным образом".

Как дружат канадские журавли и стерхи

Во время своей первой экспедиции в 1998 году Владимирцевой не удалось увидеть стерхов. "В том году мы с Николаем Ивановичем Гермогеновым наблюдали первый случай гнездования канадского журавля на левобережье Индигирки. Ареал гнездования этого вида длительное время расширялся в западном направлении. Сейчас вид успешно гнездится в низовьях Индигирки. Этот подвид, малый канадский журавль, многочислен в Северной Америке, на Чукотке, в низовьях Колымы, и затем его ареал гнездования протянулся и до Якутии, — продолжает исследовательница. — Малый канадский журавль зимует в южных штатах Северной Америки".

Некоторые ученые высказывают опасения о конкуренции между видами: канадский журавль может гнездиться в разных местах, в то время как стерх привязан к наиболее обводненным низинам.

Канадский журавль. Frank Fichtmueller/ Shutterstock/ FOTODOM
Канадский журавль

"В настоящее время мы не наблюдаем серьезной экологической конкуренции между видами. Стерх доминирует. Что касается территориальных конфликтов, то чаще мы видим внутривидовые инциденты: как правило, пара стерхов, занявшая гнездовой участок, не допускает в его границы других представителей своего вида. При этом часто на участке со стерхами мы наблюдаем пары или отдельных особей канадского журавля. В случае серьезной кормовой конкуренции этого бы не происходило. Стерхи более приспособлены к обитанию в обводненных низких тундрах, — продолжает она. — Огромным мощным клювом они могут добывать корневища осоковых на большой глубине, успешно ловить довольно крупную рыбу в мелководье во время разлива озер. Не исключено, что канадский журавль использует преимущества в кормодобывании стерхов, например подбирая за ними остатки".

Стерх — птица умная

До введения антироссийских санкций в Якутию приезжало много иностранцев. Весной местная тундра очень красива: рождается новая жизнь, появляются на свет маленькие стершата и другие птенцы. Яркими красками переливается оперение птиц, танцующих брачные танцы.

"Именно на территориях гнездования самцы большинства видов арктических птиц приобретают красивую брачную окраску. Только здесь можно увидеть их брачные танцы, бои, услышать их пение", — признается орнитолог.

Существует якутское поверье: человек, хотя бы раз в жизни увидевший танец стерхов, познает истинное счастье. Также утверждают, что стерхи создают пары навечно и поэтому являются символом крепкой любви.

"Танец стерхов немного отличается от других, основной элемент — это вокализация, при которой они запрокидывают голову. У самца более низкий крик, у самки — высокий. Танец сообщает остальным о том, что у них образовалась пара. Долгое время считалось, что все журавли моногамны, и действительно, пара может сохраняться несколько лет. Но последние исследования других видов журавлей показывают, что птицы могут изменять друг другу, могут "разводиться", менять партнеров. Нашими исследованиями у окольцованных особей зарегистрировано четыре случая смены партнеров и в одном случае подтверждено, что это произошло в результате гибели одного из партнеров", — объясняет Владимирцева.

Wang LiQiang/ Shutterstock/ FOTODOM

Она считает, что стерхи обладают высоким интеллектом. Например, орнитологу Сергею Слепцову, который дольше всех наблюдает за птицами, стерхи доверяют сильнее, чем другим исследователям. "Когда мы приезжаем, такое ощущение, что они нас узнают. В первый день стерхи обязательно пролетают над нами, "здороваются": делают круг, смотрят на нас", — уверена Владимирцева.

"Проводились эксперименты, которые доказали, что другие виды птиц запоминают человека в лицо, — рассказывает ученый. — Я думаю, что такие умные птицы, как стерхи, конечно, запоминают человека. Раньше с осторожностью использовали термин "интеллектуальный" в отношении птиц, чтобы не прослыть лжеученым. Сейчас же это общепринятый подход. В частности, орнитолог Николай Герасимов, который изучает гусей, считает, что все известные человеку чувства — ревность, любовь к партнеру, к детям, ненависть — проявляются у них практически таким же образом, как и у людей".

Тундра раскрывает человека

Для Марии Владимирцевой Арктика стала неотъемлемой частью жизни. Ей нравится весенняя тундра, ее просторы, когда природа поет и цветет. Погода в Арктике меняется стремительно: ясное небо может резко укутать туман, который затем разгонит поднявшийся ветер. "Один егерь как-то сказал, что, если бы не комары и отсутствие овощей и фруктов, Арктика была бы раем", — говорит она.

По ее мнению, тундра раскрывает человека от и до. "Когда долгое время находишься рядом с человеком в тундре, то он показывает свою собственную сущность и начинает быть тем, кто он на самом деле, — убеждена Владимирцева. — Считаю, что нужно спокойно реагировать на возможные психологические срывы и, как бы ни развивалась ситуация, важно относиться к человеку с уважением и пониманием".

Чтобы выдержать сложные полевые условия, нужно обладать "страшной и безумной любовью к птицам". "Нужен фанатизм. Без любви к птицам человек долго не продержится. Те люди, которые приезжают нам помогать и не вовлечены в наши исследования, начинают страдать на второй день", — рассказывает орнитолог.

Мы разговариваем с ученой в лаборатории института в выходной день. Рядом с ней работают ее дипломницы из института естественных наук СВФУ. Выпускница магистратуры Наталия Сафонова и бакалавриата — Айгуль Елизарова выбрали темы, связанные с орнитологией. Они готовятся к досрочной защите дипломных работ и планируют отправиться с руководителем на практику в тундру.

Руководитель называет дипломниц героинями, поскольку им предстоит переместиться из комфортных городских условий в тундру с комарами и бытовыми лишениями. "Подрастает еще один юный орнитолог — Рамиль Семенов, который заканчивает школу в арктическом селе. Орнитологию выбирают мало, но, может быть, ровно столько, сколько нужно", — заключает Мария Владимирцева.

Дмитрий Осипов