7 октября, 02:15
Арктика
Статья

"Всегда помогаю мужу". Как кочевые семьи сочетают традиции и современные возможности

Эвено-Бытантайский район Якутии — один из самых отдаленных и малонаселенных, население около 3 тыс. Он образован в 1989 году для наделения землей кочующих по Верхоянью эвенов. Эти земли за полярным кругом характерны высокогорьями и рассечены реками и хребтами. Неспроста на гербе Эвено-Бытантайского района красуется горный снежный баран — это символ силы и стойкости к условиям этой местности. Здесь бережно сохраняют оленеводство и передают знания новым поколениям
Алексей Юмшанов и Туйара Колесова. Личный архив семьи Юмшановых-Колесовых
Алексей Юмшанов и Туйара Колесова

Тесная связь

Многодетная семья Алексея Юмшанова и Туйары Колесовой — одна из семей, сохраняющих и следующих традиционному занятию коренных жителей — эвенов. У них пятеро детей: четыре сына и дочка. Старший сын учится в девятом классе, а самым младшим, близнецам, исполнилось по три года. Чтобы не прерывать обучение детей в школе и детском саду, семья живет в административном центре Батагай-Алыта, а на каникулах на все лето присоединяется к работе на пастбищах. В 2022 году, в год столетнего юбилея образования Якутии, чету признали одной из семей года — Юмшановы-Колесовы победили в номинации "Кочевая семья".

"С трехлетнего возраста дети выезжают с нами на пастбища, узнают о жизни там и учатся работать наравне со взрослыми. Удивительно, не иначе как сама природа действует так: но дети на кочевье не болеют никогда. А вот как только возвращаемся в поселок, то сразу болезни все и проявляются", — рассказывает мать семейства Туйара Васильевна.

Дети Куннэй и Айтыын. Личный архив семьи Юмшановых-Колесовых
Дети Куннэй и Айтыын

Жизни обоих супругов изначально были тесно связаны с оленеводством и Эвено-Бытантайским районом.

Глава семейства Алексей Викторович сам родом оттуда и после окончания школы выбрал работу оленевода. Оленеводческое стадо предприятия "Ленинское", в котором сейчас работает глава многодетной семьи, — одно из передовых в Эвено-Бытантайском улусе. За высокие производственные показатели по сохранению поголовья оленей ему присвоены многочисленные награды. Работа требует полной отдачи, из-за чего он только время от времени может заезжать к семье в Батагай-Алыту.

Сама Туйара Васильевна также не понаслышке знакома с кочевой жизнью — ее отец с детства брал с собой дочь и познакомил с жизнью на стойбищах. Он до сих пор работает с оленями там же, где и муж, — в Эвено-Бытантайском районе.

Сегодня Якутия занимает третье место в стране по численности северных домашних оленей. В отрасли с начала прошлого года работают 107 оленеводческих хозяйств, а по состоянию на 1 января 2022 года в оленеводческих бригадах привлечены свыше 1,2 тыс. человек, из них 997 — оленеводы и 235 — чумработники.

"Не думаю, что в будущем оленеводство исчезнет. По крайней мере, в Эвено-Бытантайском районе жители живут только за счет оленеводства. Среди детей, молодежи есть оленеводы. В любом случае дети, которые воспитаны в лоне природы и леса, абсолютно отличаются от других. Они совершенно по-другому смотрят на жизнь, относятся к проблемам. К охоте их начинают готовить с начальных классов, — говорит Туйара Васильевна. — Не каждый человек готов к жизни оленевода, даже если его обучить. Это своеобразная проверка на прочность. Но если он ее прошел, то подготовлен к жизни, не боится трудностей и готов их встретить".

Чувство прекрасного

Неотъемлемой частью жизни оленеводов является налаживание быта. Жизнь оленеводческой бригады в суровых условиях, где зима длится около восьми месяцев и все это время существует необходимость следить за стадом, вносит и собственные коррективы.

Вместе с выпасом оленей и перемещением их на другое пастбище на этом новом месте каждый раз нужно организовывать жилище, готовить еду, и эта обязанность ложится на плечи женщин — чумработниц. Они занимаются и установкой, и всем оборудованием чума.

В еде у эвенов в основном преобладают мясная и рыбная пища. Труд кочевника-оленевода требует большого физического напряжения, поэтому нужна калорийная пища, приготовленная из свежей домашней и дикой оленины, лосятины, баранины, мяса диких животных, рыбы и оленьего молока. Конечно, в ход идут и продукты собирательства.

При этом на женщинах не только бытовые заботы, но и воспитание детей. "Обязанности работницы чума чрезвычайно тяжелы, но каждая женщина все равно с этим справляется, — признается Туйара Васильевна. — Всегда помогаю мужу. Пусть то перевозка груза, пусть то какая-либо другая работа, я всегда следую за ним, мы всегда вместе".

Умеет Туйара Колесова и изготавливать национальную одежду, которую оленеводы до сих пор используют в повседневной жизни и которая за все время своего существования доказала свою незаменимость.

Мастерицы вручную шьют комплекты одежды для детей и взрослых, которые отличают составность и орнаментация. Традиционная одежда эвенов — распашной кафтан, летний (найми) и зимний (дудика); зимняя доха (мука); нагрудник — женский (нэл), мужской (нэлэкэн); короткие штаны; ноговицы/меховые чулки (дотон); капорообразная шапка (авун); рукавицы (кукатан); перчатки и обувь-торбаса (унта).

Такую одежду невозможно сшить без досконального знания всех этапов традиционного изготовления одежды, начиная от создания нитей из сухожилий оленя и заканчивая обработкой шкур и выделкой кожи. В особенные узоры из бисера и шерсти, которыми мастерицы украшают одежду, они вкладывают сакральный смысл, чтобы одежда несла своему владельцу не только тепло и удобство, но и благословение и защиту от невзгод и опасностей.

Личный архив семьи Юмшановых-Колесовых

В марте на XIV выставке-ярмарке "Якутия мастеровая" Туйара Колесова победила в номинации "Национальный костюм народов Севера". "Мои бабушка и мать Клепандина Елена Георгиевна — рукодельницы. Мама не только изучала шитье и знает традиционные методы шитья, но и работала на комбинате, который работал в прошлые годы в Эвено-Бытантайском районе. С детства я видела ее всегда за рукоделием, шитьем и с малых лет вместе с ней старалась наравне так же ловко работать иглой. Если я ранее изучала создание якутской национальной одежды, то сейчас создаю эвенские костюмы", — говорит она.

Также особенное место в жизни Туйары Колесовой имеет вырезание ножницами из бумаги. Узоры, которые получаются, потом повторить невозможно, говорит она. На протяжении 16 лет она занимается этим ремеслом — особенно полезно оно на ее нынешней работе художника-оформителя в этнокультурном центре "Гарпан". Форматы ее работ отличаются по своим масштабам, высота некоторых изделий может достигать метра и выше. В 2014 году она выпустила собственный альбом об узорах, годом позднее — календарь. "Теперь хочу заниматься узорами, работая с деревом", — делится она планами.

Каждый член семьи имеет творческое хобби — будь то рисование, лепка фигурок из пластилина, танцы или пение.

Связь с природой

По верованиям эвенов, человек и природа составляют единое целое, а каждая стихия или творение природы имеют собственных духов-хозяев. На дорогах, равнинах в Якутии можно увидеть дерево "бэлэх мас", обычно высокое и ветвистое, к которому часто привязывают разноцветные ленточки. Такое дерево имеет прямое отношение и к семье Юмшановых-Колесовых.

Личный архив семьи Юмшановых-Колесовых

"Какие у нас есть семейные традиции? Дайте подумать, — говорит Колесова. — Далеко от деревни, на стойбище растет такая лиственница. Каждый год осенью мы приходим к ней, привязываем ленточки, в особенности если предстоит большое мероприятие или что-то серьезное, или настигла болезнь, или есть отдельная просьба".

За последние 50 лет численность эвенов — одного из коренных малочисленных народов Севера — стабильно растет, поэтому Туйара Колесова считает очень важным не только продолжать хранить, но и передавать детям и внукам верования, культуру, язык и традиции своего народа. 

Юлия Бочкарева