Сегодня 53-летний Матиас Руст живет в окрестностях Гамбурга. В коротком интервью корреспонденту ТАСС накануне 35-й годовщины своего полета он рассказал, что в 1988-м после его возвращения из СССР немецкие власти отобрали у него лицензию пилота. Восстановить ее удалось лишь спустя несколько лет. Сейчас Руст уже не летает, говорит, что это стало для него слишком дорогим удовольствием. Однако тяга к адреналиновым приключениям никуда не делась — самолеты Матиасу заменил гоночный мотоцикл. На нем он путешествует по скоростным автобанам.
По словам Руста, о событиях, произошедших в мае 1987-го, в последние годы ему напоминала лишь его колли, которою он назвал Ваней (нем. Wanja) — в честь соседа по камере в изоляторе "Лефортово", где пилот-любитель провел несколько месяцев в ожидании суда.
А еще Матиас признался, что никогда не повторил бы свой полет. "Это как перерезанная пуповина. Некоторые вещи невозможно сделать дважды. Cнова сесть на Красную площадь я бы уже не смог, хотя бы потому, что современная российская ПВО этого уже точно не позволит", — заключил Руст.
Детство с видом на аэродром
Матиас Руст родился 1 июня 1968 года в немецком городке Ведель в 20 км от Гамбурга. Отец будущего пилота Карл-Хайнц Руст работал инженером-электриком на одном из крупных немецких заводов, а в середине 80-х открыл собственную фирму по продаже легкомоторных самолетов Cessna. По воспоминаниям Матиаса, мечтать о небе он начал еще в младшей школе. Рядом с домом Рустов находился небольшой аэродром, куда они часто ходили всей семьей на авиашоу. Несмотря на близорукость, Матиас подростком записался в местный аэроклуб, где на собственное 18-летие получил свой главный подарок — лицензию пилота. С тех пор у юноши появилась новая мечта — облететь на четырехместной "Цессне" весь мир.
Первый длительный перелет Матиас Руст совершил 13 мая 1987 года. На арендованном Cessna-P172 Skyhawk он вылетел из аэропорта немецкого города Ютерзен и через пять часов приземлился в одном из аэропортов Шетландских островов (архипелаг на северо-востоке Шотландии).
Следуя мечте летать больше и дальше, молодой пилот собственноручно переоборудовал салон самолета: демонтировал пассажирские сидения, чтобы внутрь могло поместиться больше провизии и туристического снаряжения — на случай, если там, где он приземлится, вдруг не окажется гостиницы. В некоторых СМИ уже после полета Руста в Москву сообщалось, что пилот установил в салоне и несколько баков с горючим. Позже выяснилось, что Cessna Руста действительно была "дальнобойной", но дополнительные топливные резервуары находились не внутри самолета, а в его крыльях и были установлены производителем. Дальность полета P172 — около 1 500 км, что на 400 км превышает аналогичный показатель стандартной версии самолета.
Одновременно во Франкфурте-на-Майне в фирме "Айзеншмид" он заказал самые свежие навигационные карты. Позднее о всех подробностях подготовки к полету Руст рассказывал следователям Главной военной прокуратуры СССР.
Это были карты материковой части Северной Европы с прилегающими островами и западной части СССР, исполненные в масштабе 1:1000000. Они были выпущены командованием ВВС США и создавались с помощью американских разведывательных спутников. Карты содержали подробнейшую информацию о военной инфраструктуре и дислокации военных объектов Советского Союза, в том числе и частей противовоздушной обороны. На полях карт были нанесены предупреждения: "Самолет будет сбит без предупреждения, если станет двигаться вне разрешенного пространства"
Следующий перелет Матиаса состоялся 22 мая по маршруту Гамбург — Берген (Норвегия) — Хельсинки — Гамбург. Пролетев в этот раз около 2 600 миль, Матиас Руст поставил перед собой следующую цель — слетать из Германии в Москву.
Курс на Москву
Утром 28 мая 1987 года Матиас Руст сказал родителям, что отправляется в Стокгольм, и поехал на местный аэродром, где его уже ждала под завязку заправленная Cessna. В полдень Руст приземлился в финском местечке Малми, дозаправился, а затем взлетел вновь и взял курс на Стокгольм.
Первые 20 минут полет небольшого частного самолета проходил в штатном режиме, но затем Руст выключил радиостанцию, бортовые сигнальные огни, снизился до 200 м и резко сменил курс, направив свою Cessna в сторону СССР. Позднее Матиас рассказывал, что такой маневр обеспечивал ему выход из-под наблюдения диспетчеров и позволял скрыть истинное направление полета. В материалах уголовного дела Руста также была заметка о том, что во время полета на нем был обычный мотоциклетный шлем. Так юный пилот рассчитывал обезопасить себя от пуль, если на чужбине по нему вдруг решат открыть огонь.
Согласно отчетам Европейского агентства по авиационной безопасности, узнав об исчезновении Руста, диспетчер объявил о возможной авиакатастрофе. В район Финского залива, над которым пролегал маршрут немецкого пилота, была отправлена поисковая группа, которая обнаружила на поверхности воды масляное пятно. На месте была развернута спасательная операция, которая длилась несколько часов с привлечением водолазов и специальной техники. За эту ложную тревогу Русту впоследствии предъявили счет на $100 тыс.
Далее Матиас Руст, согласно его показаниям в советском суде, следовал по наземным ориентирам, заранее отмеченным на карте. Увидев дым из труб завода в эстонском городе Кохтла-Ярве, Руст понял, что летит в правильном направлении, и пересек границу с СССР.
Череда везений и случайностей
28 мая в 14.30 мск Матиас Руст уже летел над территорией Эстонии в сторону Чудского озера.
К этому моменту самолет Матиаса Руста уже высветился на радарах советской ПВО. Цели был присвоен код "8255", на нее были наведены сразу три зенитных ракетных дивизиона. Кроме этого, по тревоге в воздух были подняты несколько перехватчиков МИГ-21 и МИГ-23. Однако вскоре, так и не получив команду на уничтожение или принудительную посадку "Цессны", пилоты реактивных МИГов вернулись на свои аэродромы. Позднее Матиас Руст рассказывал иностранным журналистам, что советские военные самолеты одним своим видом едва не заставили его развернуться.
Я летел в облаках, практически ничего не видел под собой, когда впереди, на расстоянии нескольких километров, появился серебристый, быстро передвигающийся, нацелившийся на меня объект. Это был "МиГ" — самолет ПВО, наводящей страх советской системы противовоздушной обороны. Было очень сложно держать нервы под контролем. Это длилось всего несколько минут, ужасных минут
Страх перед советскими перехватчиками возник у Руста не случайно. Немецкий пилот-любитель вспомнил об инциденте со сбитым в 1983 году южнокорейским пассажирским лайнером. Но тем не менее продолжил полет. В три часа дня он оказался в районе Пскова, где в тот момент шли учения авиационного полка. По неизвестным до сих пор причинам дежурная смена ПВО присвоила "Цессне" в системе распознавания "cвой — чужой" код "свой", и Руст свободно продолжил путь к Москве.
Вскоре Матиасу Русту вновь крупно повезло. Когда он вошел в воздушное пространство Московского округа, то попал в холодный фронт с очень плотными облаками. Сначала, как установило следствие, его Cessna приняли за летящий без заявки советский легкомоторный самолет, а затем и вовсе за стаю птиц. По другой версии, незаметно подобраться к Москве Русту помогло отключение автоматизированной системы управления ПВО, на которой в тот день начались плановые регламентные работы.
К шести вечера Руст был уже на подлете к Красной площади. Сделав над ней несколько кругов, он снизился в районе Большой Ордынки и приземлился в нескольких метрах от храма Василия Блаженного. По воспоминаниям очевидцев, Руст вылез из кабины, поставил под колеса колодки и принялся раздавать автографы. Через полчаса к его "Цессне" подъехала черная "Волга".
Приехала легковушка, потом грузовик с милицией: сотрудники установили заграждение, отогнали толпу, хотя люди не хотели от меня отходить. "Молодой человек, извините, но вам придется следовать за нами, — сказали мне вежливо. — Садитесь, прошу вас. В отделении выясним вашу историю с визой". Я сел в "Волгу", мы приехали в ближайшее отделение милиции
Суд и возвращение в Германию
В начале сентября 1987 года Матиас Руст предстал перед судом. Свой рискованный поступок он назвал "призывом к миру". Так он якобы хотел создать символический мост между Востоком и Западом. По воспоминаниям следователя Владимира Первакова, "Руст с юношества увлекался политикой и вопросами военных конфликтов, но этого особо не афишировал. Был очень огорчен тем, что встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике в 1986 году не принесла ощутимых результатов. По его мнению, тем самым был упущен исторический шанс. Он полностью одобрял инициативы СССР и лично Горбачева в области разоружения. Будучи, как утверждал, искренним приверженцем мира, он решил привлечь внимание мирового сообщества к актуальности советских инициатив в области разоружения и движения за мир во всем мире", — писал в своих мемуарах Перваков.
Однако избежать наказания немецкому пилоту не удалось. Руста обвинили в хулиганстве, незаконном пересечении советской границы и приговорили к четырем годам лишения свободы.
Правда, отсидел Матиас в советской тюрьме всего чуть больше года. В 1988-м председатель президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии, под которую попал и Матиас Руст.
В 1989-м Матиас отправился на альтернативную военную службу в госпиталь города Риссен, где вновь умудрился попасть под статью. На этот раз, как писали немецкие СМИ, он ударил ножом медсестру за отказ пойти с ним на свидание. В 1991 немецкий суд приговорил его к пяти годам заключения, однако и в этот раз судьба была к нему благосклонна — через 15 месяцев Руста выпустили из тюрьмы за хорошее поведение.
Удар по военной верхушке
В прессе конца 1980-х этот инцидент назвали провалом всей ПВО страны. На это профессионалы из числа военных заявляли, что советская система противовоздушной обороны была создана для перехвата целей, способных нести угрозу для государства. Отлов хулиганов на легкомоторных самолетах, летящих к тому же на малой высоте, в ее задачи попросту не входил.
Тем не менее тогдашнее руководство страны во главе с Михаилом Горбачевым свои выводы сделало. Своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, командующий ПВО Александр Колдунов и еще несколько высокопоставленных офицеров.
При этом споры о том, как 18-летнему пилоту-новичку удалось преодолеть, казалось бы, несокрушимую западную воздушную границу Советского Союза, не утихали еще долго. Периодически звучали предположения об участии в подготовке полета Матиаса Руста стран НАТО.
Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное — проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза
Однако, по словам военного следователя Владимира Первакова, Руст все же действовал в одиночку. Его посадка на Красной площади стала возможной лишь благодаря удивительному везению и сбоях в работе советской системы ПВО.
Справедливыми были и ссылки на большое количество ложных целей. Обыватель вряд ли понимает, какую сумятицу вносят в службу дежурных расчетов задержки и переносы рейсов воздушных судов, недисциплинированность экипажей малой авиации, учебных самолетов спортивных обществ и других организаций. Иногда думается: может, хорошо, что Руста не пытались здесь принудить к посадке? Правильные ли указания он мог получить от упомянутых командных пунктов? А как бы повели себя Руст и его самолетик с дополнительными топливными баками в крыльях?
В 1997 году Матиас Руст увлекся йогой и индуизмом, женился на девушке по имени Гита, по некоторым данным, дочери богатого торговца чаем из Бомбея.
Сегодня Руст работает финансовым аналитиком в одном из швейцарских банков. Любит путешествовать. Его Cessna после событий 1987 года тоже вернулась в Германию. Некоторое время, по данным немецкой прессы, ей владел некий японский бизнесмен, который хранил ее в ангаре в надежде со временем продать подороже. В 2008 году легкомоторный самолет выкупил Немецкий технический музей, и сегодня Cessna Матиаса Руста установлена в его фойе.
Василий Кучушев
В статье использованы фрагменты из книги Владимира Первакова "Полет Матиаса Руста в Москву. Мифы и реальность"