Как ранее сообщал ТАСС, российские штурмовики Су-25СМ3, оснащенные комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) "Витебск", успешно применяются сегодня в рамках военной спецоперации на Украине на южном направлении и в Донбассе.
Модернизированный "Грач"
Самолет Су-25СМ3 является модернизированной версией Су-25 (известных еще под именем "Грач") — бронированного дозвукового штурмовика, предназначенного для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.
Модификация Су-25СМ3 получила систему спутниковой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки с точностью до 10 м прицельно-навигационного комплекса СВП-24-25 (вариант СВП-24 "Гефест"), что позволяет повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия. Самолет способен уничтожать малоразмерные наземные объекты и воздушные цели в любое время суток. Боевая эффективность машины армейской авиации улучшилась в три раза по сравнению с другими модификациями.
В зоне повышенного риска
Опыт современных военных конфликтов показывает: летчики армейской авиации на вертолетах и штурмовиках наиболее уязвимы для переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) противника. Они летают на малых высотах и с меньшей, чем у других военных самолетов, скоростью, а это дает врагу дополнительное время, чтобы прицелиться и выстрелить из ПЗРК. Именно этот вид оружия в руках душманов времен войны в Афганистане нанес немалый урон советским летчикам, которым порой приходилось буквально уворачиваться от самонаводящихся ракет "Стрела-2" и "Стингер".
По словам военного историка Валентина Рунова, в самом начале войны советская армейская авиация использовала разные высоты, в том числе придельно малые (ниже 150 м), однако с распространением у врага американских ПЗРК количество уничтоженых вертолетов ВВС СССР стало резко расти. В 1981-м летчики были вынуждены перейти на рабочие высоты порядка 500–700 м, а затем и еще выше. "Это несколько снизило попадание снарядов и пуль в вертолеты", — рассказывал Рунов в своей книге "Афганская война. Боевые операции".
В качестве защиты от "Стрел" и "Стингеров" советских боевых вертолетов использовались экранно-выхлопные устройства. Они устанавливались в соплах двигателей вертолетов и рассеивали поток выхлопных газов, маскируя машину во время полета. Позднее на вертолетах, летавших над опасными горными районами, стали применяться и специальные инфракрасные патроны, которые отстреливались с заданным интервалом и "уводили" самонаводящиеся ракеты от цели. Однако зачастую "Стингеры", способные набирать максимальную скорость всего за 4 с, добирались до целей быстрее, чем срабатывала защита.
Современные российские самолеты и вертолеты защищают средства радиоэлектронной борьбы, такие как бортовой комплекс обороны (БКО) "Витебск". C ними живучесть боевых машин увеличивается на четверть. БКО полностью интегрирован и сопряжен со всей авионикой самолета, вертолета или беспилотника.
В случае возникновения какой-либо опасности БКО могут скорректировать маршрут таким образом, чтобы находящийся под его защитой самолет или вертолет не входил в зону огневого воздействия, обеспечив радиоэлектронное подавление наиболее опасных средств ПВО и авиации противника, одновременно повышая боевую эффективность своих средств поражения.
Защитник с приятным голосом
Впервые прототип бортового комплекса обороны "Витебск", разработанный самарским НИИ "Экран" (входит в КРЭТ Ростеха), представили широкой публике в 2010 году в Париже на выставке вооружений Eurosatory 2010.
В то время никто из зарубежных специалистов особо не понял серьезности новинки от российской оборонки. Но как только она начала работать, сперва на наших вертолетах Ми-17, Ми-35 и Ка-52 в Сирии, а теперь и в зоне специальной операции на Украине, многим стало понятно, что этот комплекс себя полностью оправдывает. По свидетельствам пилотов, он выдерживает сразу несколько выстрелов из ПЗРК различных модификаций и позволяет благополучно вернуться на аэродром
В 2014-м на полигоне под Ахтубинском прошли наземные испытания комплекса РЭБ, во время которых по стоящему на площадке вертолету Ми-8 с "Витебском" на борту было выпущено около 20 ракет типа "Игла". Ни одна из них, как позже сообщили участники теста, поразить цель не смогла.
В 2015 году началось серийное производство и первые поставки БКО "Витебск" в российскую армию.
По данным производителя, бортовой комплекс обороны "Витебск" создан с применением цифровых технологий и предназначен для защиты самолетов и вертолетов от поражения авиационными и зенитными ракетами с различными системами наведения. Аппаратура "Витебска" представляет из себя блоки, выполненные в форме полушарий, которые могут размещаться как внутри фюзеляжа, так и снаружи на специальных креплениях.
Работает "Витебск" по следующему алгоритму: при обнаружении приближающегося боеприпаса приборы БКО начинают создавать помехи и ложные тепловые цели. В результате ракета противника сбивается с курса, промахивается или взрывается под воздействием инфракрасного излучения БКО. Кроме этого, комплекс сообщает пилотам ракурс атаки и степень угрозы еще на этапе пуска боеприпаса, позволяя своевременно организовать ответный удар.
При этом летчик может заниматься своей обычной боевой работой, а БКО "Витебск" будет решать задачи в полностью автоматическом режиме. И только приятный женский голос системы будет время от времени сообщать о выполненных комплексом действиях
По данным из открытых источников, за последние годы комплекс РЭБ "Витебск" прошел несколько этапов модернизации. В настоящее время в БКО применяется не только аппаратура разведки оптического и радиотехнического диапазона, оповещения и постановки помех, но и отстреливаемые и буксируемые ловушки, а также универсальные многоспектральные пиропатроны.
По данным производителя, "Витебск" — это целая серия бортовых комплексов обороны, которые могут быть установлены на любой тип крылатых машин, в том числе военно-транспортной и гражданской авиации. Испытания БКО на некоторых типах самолетов уже проведены.
Российский КРЭТ производит и экспортный вариант "Витебска" под названием "Президент-С". Сегодня он поставляется сразу в несколько стран, закупающих и эксплуатирующих российские самолеты и вертолеты.
Василий Кучушев