30 сентября 2022, 10:00
Статья

Строитель и "мозг" Красной Армии. К юбилею Маршала Советского Союза Бориса Шапошникова

2 октября исполняется 140 лет со дня рождения Маршала Советского Союза Бориса Шапошникова — одного из главных теоретиков отечественного военного искусства. Он стоял у истоков создания Красной армии и в качестве начальника Генерального штаба был одним из авторов плана советского контрнаступления под Москвой 1941–1942 годов наряду со Сталиным и маршалом Александром Василевским. О боевом пути легендарного военачальника — в материале ТАСС
Борис Шапошников. Федор Кислов/ ТАСС
Борис Шапошников
О значении Генерального штаба для военной системы много говорить не приходится — ему издавна уже дано наименование "мозга армии"
Из книги Бориса Шапошникова "Мозг армии"

Рождение командира

Борис Шапошников родился 2 октября 1882 года в Златоустовском уезде Уфимской губернии (ныне г. Златоуст в Челябинской области) в многодетной и бедной семье. Отец будущего маршала перебивался случайными заработками, мать работала учительницей.   

После окончания реального училища (дореволюционный аналог средней школы с естественным и математическим уклоном) Борис решает продолжить образование, но уже по военной линии, и поступает в Московское военное училище.    

18 августа я приехал в училище на медицинскую комиссию. Беспокоился, окажусь ли годным? В те времена полагалось, чтобы объем груди равнялся половине роста, а так как мой рост достигал 175 сантиметров, то несоответствие объема грудной клетки вызывало у меня опасения. Моего старшего брата Александра три года призывали на военную службу, но так и не призвали, потому что объем грудной клетки не соответствовал его росту. Строгий медицинский осмотр прошел для меня вполне благополучно, и в ведомости, вернее в протоколе комиссии, я увидел отметку "годен"
Из книги Бориса Шапошникова "Воспоминания о службе"

В 1902 году курс Бориса Шапошникова участвовал в учебных маневрах под Курском. Борис, проявив блестящие знания теории военного дела и лидерские качества, попал в поле зрения руководства училища и был произведен в армейские унтер-офицеры. Чуть позже талантливого юношу назначили командиром взвода первогодков, с которым перед самым выпуском из училища он также участвовал в маневрах и вновь заслужил высокую оценку старших офицеров. Как позднее рассказывал сам Борис Шапошников, секрет его успеха заключался в штудировании книг по военному искусству, за чтением которых он проводил все свободное время. Они же помогли ему получить на выпускных экзаменах высший бал, а затем и привилегию в выборе места службы.  

Карьерный взлет и контузия

После окончания училища молодой подпоручик Борис Шапошников отправился служить в 1-й Туркестанский стрелковый батальон, располагавшийся в Ташкенте. Там, командуя третьей ротой, он быстро добился идеальной дисциплины, а кроме этого, удвоил норму занятий по стрельбе, сделав своих подчиненных лучшими стрелками в гарнизоне. 

Дальнейшая карьера Шапошникова развивалась стремительно. Разглядев талант полководца, начальство сперва отправило его на два месяца в штаб округа для подготовки мобилизационного расписания, затем в Самарканд — обучаться фехтованию, верховой езде и конному строю. После возвращения Борису предложили высокую штабную должность, но он отказался. Как позднее рассказывал сам Маршал Советского Союза, в то время он мечтал подняться еще выше — поступить в академию Генерального штаба и перейти в разряд высшего военного руководства.  

Во время обучения в академии Генерального штаба, 1907 год. Public Domain/ Wikimedia Commons
Во время обучения в академии Генерального штаба, 1907 год

В 1907 году Борис Шапошников отправился в столицу и сдал вступительные экзамены, набрав 9,82 балла, хотя для поступления было достаточно и восьми. Примечательно, что одновременно с ним в академию поступил и знаменитый барон Петр Врангель, чьи войска на фронтах Гражданской войны будут разгромлены.   

Когда подошло время выбирать новое место службы, уже по линии Генерального штаба, Шапошников предпочел перевестись в Западный округ, но не в окружной штаб, а в дивизию. Свободной оказалась должность старшего адъютанта 14-й кавалерийской дивизии, входившей в Варшавский военный округ и расквартированной в г. Ченстохове. Туда он и прибыл в конце декабря 1912 г., только что получив очередное звание капитана
Из материалов энциклопедии Минобороны России

В начале Первой мировой войны дивизии, в которой служил Борис Шапошников, выпало противостоять натиску австро-венгерских частей. Осенью 1914 года 14-я кавалерийская дивизия участвовала в одном из крупнейших сражений Первой мировой войны — Галицийской битве. 5 октября 1914 года штаб дивизии, в котором служил Борис Шапошников, попал под мощный обстрел неприятельской артиллерии.   

Когда в городе осталось только два эскадрона с пулеметами, я направился к переправе. Мост заполнили отходящие эскадроны бригады, справа и слева от него рвалась шрапнель противника. Миновав мост, я разыскивал штаб дивизии. Взял правее нашей колонны и попал в зону артиллерийского огня противника. Едва проехал несколько десятков метров, как почувствовал сильный удар воздушной волны в голову. Я повалился на шею коня, он вдруг упал на передние ноги, а затем вскочил и понес меня вперед. Головная боль не проходила, но крови нигде на себе и на коне я не заметил. Оказалось, что снаряд, разорвавшийся над головой, контузил и меня, и коня
Из книги Бориса Шапошникова "Воспоминания о службе"

Несмотря на контузию, Борис Шапошников продолжил службу и провел на Юго-Западном фронте Первой мировой войны три года. 

После возвращения с фронта в 1917 году Шапошников был произведен в чин полковника и назначен командиром 16-го Мингрельского гренадерского полка, однако начавшаяся вскоре революция внесла в его судьбу значительные коррективы.  

На фронтах революции

Не всем царским офицерам удалось пережить бурные революционные события 1917 года. Многие из них погибли, в том числе от рук своих же бывших подчиненных. Борису Шапошникову в этом отношении повезло. Сумел он найти общий язык и с пришедшими к власти большевиками. За заботу о простых солдатах, которую он проявлял везде, где занимал должность командира, а также за военные заслуги и талант военачальника Шапошникову предложили вступить в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА) и возглавить Разведывательное управление полевого штаба советской республики. Тем более что сам военачальник идеи социалистической революции принял и не возражал против сотрудничества с новой властью.

Красной армии, которая строилась в ходе напряженной Гражданской войны, нужны были опытные военные специалисты. Каждый шаг вперед давался с большим трудом. Требовалось очень внимательно осмысливать полученный опыт и быстро делать его достоянием широких кругов командного состава, внедрять в практику вооруженной борьбы
Из воспоминаний Маршала Советского Союза Александра Василевского

Тем временем обстановка в новой России складывалась весьма непростая. На юге страны против советской власти выступила армия генерала Антона Деникина, на севере — английские войска, на Дальнем Востоке — японские, на Украине и в Крыму молодой республике угрожали немцы.

Борис Шапошников (второй слева в верхнем ряду) во время заседания Реввоенсовета СССР, 1927 год. Репродукция ТАСС
Борис Шапошников (второй слева в верхнем ряду) во время заседания Реввоенсовета СССР, 1927 год

Чтобы прорвать образовавшееся вокруг молодой республики кольцо, высшее штабное командование круглосуточно собирало и анализировало данные об обстановке на фронтах, формировало новые части и соединения. На Бориса Шапошникова была возложена ответственность за планирование проведения фронтовых и армейских операций. По данным историков, именно ему принадлежит идея применения в боях кавалерийских корпусов и конных армий (корпуса Бориса Думенко и Первой конной армии Семена Буденного), что позволяло ускорить темпы наступления и увеличить глубину ударов. 

Благодаря стратегии Бориса Шапошникова в 1920 году Красной армии удалось провести целый ряд успешных операций на Юго-Западном и Западном фронтах и разгромить войска генерала Врангеля в Крыму. 

За успехи на фронтах революции в 1921 году талантливый военачальник был удостоен ордена Красного Знамени — и занял должность первого помощника начальника штаба Красной армии. А в 1928-м Шапошников возглавил штаб РККА. 

Во время военного парада в Москве, май 1928 года. Public Domain/ Wikimedia Commons
Во время военного парада в Москве, май 1928 года

Одновременно с новым назначением Борис Шапошников начал работу над своим самым известным научным трудом, в котором подробно описал схему успешного управления войсками и работы Генерального штаба страны. Пройдут годы, и книга Шапошникова "Мозг армии" станет настольной для всех отечественных полководцев.   

Маршал Советского Союза

Звание Маршала Советского Союза Борису Шапошникову было присвоено перед самым началом Великой Отечественной войны, а с июля 1941-го главной его задачей была разработка плана контрнаступления Красной Армии.  

Большое значение для улучшения военно-стратегического руководства имело новое положение о работе фронтовых управлений и управлений Генерального штаба. Оно было разработано по указанию Шапошникова и введено в действие 10 августа 1941 года. В соответствии с этим положением специальной директивой было определено, что командования фронтов обязаны представлять Генштабу боевые донесения и оперативные сводки не позднее 2 часов ночи, а срочные донесения исключительно важного характера — передавать лично дежурному заместителю начальника Генерального штаба
Из воспоминаний Маршала Советского Союза Александра Василевского

По воспоминаниям Александра Василевского, особенно напряженными для Генштаба выдались октябрь и ноябрь 1941 года. "В глубокой тайне, с привлечением лишь двух-трех человек из Оперативного управления, при не затихавших оборонительных боях изыскивались боевые средства и резервы для нанесения ударов по врагу под Ростовом, Тихвином, а затем и под Москвой. К началу контрнаступления Генеральный штаб, несмотря на весьма сложную обстановку, выполнил все возложенные на него задачи", — писал маршал Василевский в своих мемуарах.  

С Иосифом Сталиным. Минобороны России/ CC BY 4.0
С Иосифом Сталиным

Практически круглосуточная работа в Генеральном штабе серьезно подорвала здоровье Бориса Шапошникова, и в мае 1942 года он был вынужден обратиться в Государственный комитет обороны с просьбой перевести его на более спокойное место. 

Работая заместителем народного комиссара обороны, Борис Шапошников углубился в теорию управления войсками, консультировал профессоров и преподавателей Высшей военной академии и Военной академии имени М.В. Фрунзе.

Его имя неразрывно связано с героической историей наших Вооруженных Сил, строительству которых он отдал 27 лет своей жизни. Борис Шапошников воспитал большую плеяду блестящих мастеров оперативно-штабной работы и оставил богатое военно-теоретическое наследие. Его перу принадлежит около 40 работ, освещающих актуальные вопросы военного дела, он — редактор почти 20 трудов. Опубликованные работы составляют лишь небольшую часть теоретического наследия Шапошникова. Многочисленные доклады советскому правительству и командованию Красной армии по важнейшим проблемам военной теории и строительства Вооруженных Сил, лекции, прочитанные высшему командному составу, и многие другие материалы являются ценным вкладом в советскую военную науку
Из воспоминаний Маршала Советского Союза Александра Василевского

Борис Шапошников скончался в результате тяжелой болезни 26 марта 1945 года, не дожив до Победы всего нескольких недель. По личному распоряжению Сталина в день похорон легендарного военачальника в Москве было произведено 24 залпа из 124 артиллерийских орудий.     

Подготовил Василий Кучушев