Ретро тест-драйв: военный автомобиль 1938 года снова в строю

Тест-драйв военного автомобиля 1938 года выпуска ЗИС-5

ТАСС проверил ходовые возможности уникального военного грузовика ЗИС-5

В канун Дня военного автомобилиста редакция сайта ТАСС провела небольшой ретро тест-драйв уникального военного автомобиля 1938 года выпуска ЗИС-5. Съемки проходили на территории 147-й автобазы Генерального штаба Вооруженных сил РФ.

ЗИС-5 - советский грузовой автомобиль грузоподъемностью 3 т, за что был прозван "трехтонкой". Именно он является вторым по массовости производства грузовиком 1930-40-х гг., обогнал его только ГАЗ-АА - знаменитая "полуторка".

Грузовик ЗИС-5 являлся одним из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Он выпускался с 1933 по 1948 на автомобильном заводе имени И.В. Сталина. В 1934-1948 гг. только на московском ЗИСе было выпущено 571 199 автомобилей ЗИС-5 с модификациями. Всего было разработано 25 модификаций, из которых 19 были поставлены на производство. Именно на одной из модификаций машины летом-осенью 1941 года были размещены первые установки реактивного залпового огня "Катюша".

Как отмечают военные водители, при всей простоте ЗИС-5 был достаточно современен по тем временам. В комплекте был электростартер, бензонасос диафрагменного типа, топливный бак под сидением водителя. Замену масла производили через 1200 км, а не через 600 - как на других моделях. Пробег без необходимости капитального ремонта составлял порядка 70 000 км.

При этом многие водители уверяли, что шасси у машины достаточно слабое. Раму было трудно сломать - она не гнулась, однако ее можно было очень легко перекосить (например, если одно колесо попадало на дорожные ухабы).

Модель 30-х годов могла выдавать мощность в 73 л.с, а после войны уже было 85 л.с. Четырехступенчатая КПП позволила отлично регулировать тягу. Максимальная скорость, которой удалось достичь, была 60 км/ч, при этом расход топлива колебался от 30 до 33 л на 100 км пробега. Благодаря своей конструкции машина могла легко проходить броды до 0,6 м в глубину. Топливный бак имел объем в 60 л.

Экспорт ЗИС-5

Экспортный вариант отличался никелированным радиатором и наличием бампера, состоящим из двух никелированных стальных полос. Позднее экспортировалась модификация ЗИС-14, имеющая удлиненную колесную базу, а также автобус ЗИС-8. В 1934 году партия из 100 машин была продана в Турцию. В 1930-е годы автобусы и грузовики ЗИС экспортировались в Афганистан, Иран, Ирак, Китай, Испанию, Литву, Латвию, Румынию, Монголию, Эстонию и Турцию.

Результаты проведенного тест-драйва:

  • машина пригодна для передвижения в современном городе и по трассе;
  • машина проста в управлении и позволяет с легкостью набирать скорость до 90 км/ч;
  • машина достаточно высокая, клиренс позволяет ездить по полям;
  • машина позволяет крепить дополнительное оборудование, в том числе специальные камеры GoPro.
Сегодня машина ЗИС-5, находящаяся на автобазе Генштаба ВС РФ, постоянно участвует в различных праздничных мероприятиях и военных парадах.

Редакция сайта ТАСС благодарит руководство автобазы Минобороны России за проведение видеосъёмок.