Правительство усиливает контроль за долгосрочными программами госкомпаний ОПК
До 1 октября должны быть утверждены новые подходы к расчету вознаграждений топ-менеджмента с учетом достижения КПЭ
МОСКВА, 21 июля. /ТАСС/. Регламенты работы с подведомственными организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК), направленные на обеспечение контроля за исполнением долгосрочных программ развития (ДПР) и достижением ключевых показателей эффективности (КПЭ) отраслевых госкомпаний с закреплением персональной ответственности, должны быть разработаны и утверждены до 1 октября.
Такое поручение дал курирующий ОПК вице-премьер Дмитрий Рогозин Минпромторгу, Открытому правительству и Росимуществу, сообщили ТАСС в пресс-службе Открытого правительства.
Кроме того, к этому сроку должны быть утверждены новые подходы к расчету вознаграждений топ-менеджмента с учетом достижения КПЭ. В основу поручений легли предложения министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, ранее направленные вице-премьеру, говорится в сообщении пресс-службы.
План совершенствования
По итогам анализа отчетов госкомпаний об исполнении ими ДПР и КПЭ в 2014 году и первом полугодии 2015 года, который Экспертный совет при правительстве РФ в начале года провел по поручению председателя правительства Дмитрия Медведева, был выявлен ряд проблем как в процедуре аудита ДПР, так и в части подготовки отчетов об их исполнении и качестве самого исполнения. Эксперты тогда подготовили ряд предложений по дальнейшему совершенствованию системы ДПР и КПЭ в госкомпаниях.
Среди них - усиление роли советов директоров и профильных министерств и ведомств в контроле за исполнением долгосрочных программ развития компаний с госучастием и достижением ими ключевых показателей эффективности, а также внедрение механизма персональной ответственности топ-менеджмента компаний за выполнение КПЭ.
Итоги экспертизы
Абызов направил Рогозину информацию об итогах анализа экспертным советом отчетов 18 акционерных обществ ОПК, в том числе ОАО "НПК "Уралвагонзавод", ОАО "Концерн "ПВО "Алмаз-Антей", ОАО "ОАК", ОАО "ОСК", "Концерн "НПО "Аврора". В список вошли компании, включенные в перечень стратегических предприятий, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 91-р.
Как объяснил Абызов, по итогам анализа отчетов за 2014 год и первое полугодие 2015 года, представленных указанными организациями, Экспертным советом было отмечено, что из 18 компаний четыре акционерных общества не подготовили отчет об исполнении ДПР и достижения КПЭ за 2014 год, семь - не подготовили отчет об исполнении ДПР и достижения КПЭ за первое полугодие 2015 года, три - не отчитались о внесении изменений в положения о вознаграждении единоличных исполнительных органов.
"Кроме того, экспертами был выявлен ряд замечаний к представленным отчетам, которые касались, в частности, отсутствия анализа причин отклонения фактических значений КПЭ от плановых, отсутствия в аудиторском заключении раздела с рекомендациями аудитора по совершенствованию отчетности по ДПР и связи между анализом статуса исполнения программных мероприятий и их влиянием на достижение КПЭ", - отметил министр.
Также эксперты обратили внимание на отсутствие информации о степени влияния результатов исполнения ДПР и достижения КПЭ на вознаграждение генеральных директоров организаций (например, у ОАО "Концерн "НПО "Аврора", ОАО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор", ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей", ОАО "ОСК").
По мнению Экспертного совета при правительстве РФ, работа по внедрению механизмов корпоративного управления в практику крупнейших госкомпаний идет с переменным успехом, многие топ-менеджеры относятся к этой задаче не как к способу повышения эффективности, а как к очередной "кампании". Поэтому государство, как собственник этих активов, вынуждено использовать административный ресурс для внедрения ДПР, системы КПЭ и других современных методов и способов управления своими предприятиями. В том числе, постоянный контроль за процессами, а также усиление ответственности и расширение инструментов воздействия на них со стороны Советов директоров, повышение ответственности менеджмента компаний за достижение поставленных задач.
Поставленные задачи
Профильный вице-премьер дал указание проанализировать причины неисполнения подведомственными организациями соответствующих поручений и представить предложения по привлечению к персональной ответственности сотрудников ФОИВ, а также, в случае необходимости, руководства организаций и членов советов директоров.
"Для повышения эффективности исполнения организациями ДПР и достижения утвержденных значений КПЭ ФОИВы должны обеспечить полное и безусловное выполнение ранее данных поручений, в том числе провести оценку качества работы топ- менеджмента подведомственных госкомпаний. Кроме того, министерствам и ведомствам следует принять внутренние регламенты работы с подведомственными компаниями по контролю подготовки, исполнения ДПР и достижения КПЭ с закреплением персональной ответственности как за весь процесс в целом, так и за работу отдельных компаний, предусматривающих регулярное рассмотрение результатов работы компаний по исполнению ДПР и КПЭ на совещаниях у руководителя соответствующего министерства", - считает Абызов.
Регламенты для ФОИВ, которые поручил подготовить Рогозин, должны предусматривать порядок и периодичность рассмотрения работы подведомственных организаций на совещаниях у руководителей министерств и ведомств; утверждение планов рассмотрения отчетов об исполнении ДПР и достижении КПЭ; представление в правительство РФ годовых отчетов, а в Минэкономразвития, Росимущество и экспертный совет при правительстве - годовых и ежеквартальных отчетов о реализации ДПР.
Кроме того, в регламентах должны быть прописаны вопросы персональной ответственности заместителей руководителей ФОИВ и руководителей их структурных подразделений за выполнение ДПР и КПЭ подведомственными организациями, а также оценки работы менеджмента в этой части. Регламенты должны предварительно проходить согласование с Минэкономразвития и экспертным советом при правительстве.
Увольнение за неисполнение
Советы директоров госкомпаний ОПК, согласно поручению вице-премьера, должны будут до 31 августа утвердить планы, предусматривающие рассмотрение на заседаниях ежеквартальных отчетов об исполнении ДПР и КПЭ, оценки ожидаемых значений КПЭ с анализом отклонения фактических значений от плановых показателей, а также утверждение размера квартального и годового вознаграждения по итогам выполнения КПЭ. Важно, что поручение о ежеквартальном рассмотрении результатов исполнения ДПР и КПЭ на Совете директоров Рогозин давал еще в ноябре 2014 года, однако данная работа до сих не была системно выстроена в ряде компаний ОПК.
Помимо разработки и внедрения методики расчета переменной части вознаграждения, Минэкономразвития, Росимуществу, Минпромторгу и Абызову поручено обеспечить внесение изменений в трудовые договоры руководства госкомпаний.
"Необходимо дополнить их положениями, предусматривающими досрочное расторжение трудовых договоров с единоличным исполнительным органом и топ-менеджментом в случае недостижения целевых значений КПЭ", - считает Абызов.
Он считает, что рассматривать результаты исполнения ДПР и КПЭ компаниями ОПК необходимо на совещаниях под руководством вице-премьера Рогозина раз в полгода. В ближайшее время будут рассмотрены годовые отчеты компаний по исполнению ими ДПР и выполнению КПЭ в 2015 году.