9 декабря 2016, 09:00
Новая техника ВС РФ

Секреты создания проекта "Александрит" для ВМФ России

Корабль противоминной обороны "Александр Обухов". АО "Средне-Невский судостроительный завод"
Корабль противоминной обороны "Александр Обухов"
ТАСС рассказывает, чем стеклопластиковый тральщик нового поколения "Александр Обухов" отличается от остальных кораблей российского флота

Головной корабль проекта 12700 "Александрит" противоминной обороны "Александр Обухов" 9 декабря войдет в боевой состав Военно-морского флота (ВМФ) России. В ближайшие пять лет ВМФ должен получить четыре корабля противоминной обороны нового типа, после чего строительство продолжится по усовершенствованному проекту. Общая потребность флота в новых противоминных кораблях оценивается примерно в 30 единиц.

Особенности корпуса

"Александр Обухов" имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии.

Делают такие корабли в Петербурге, на Средне-Невском судостроительном заводе. Это единственное предприятие в стране, освоившее технологию создания монолитных корпусов длиной до 80 метров.

Важных достоинств у такого "стеклопластикового" корабля несколько: увеличенная прочность корпуса и на 20% уменьшенная масса (250 тонн без оборудования и надстроек), а также отсутствие металла, на который могут сработать мины. Немагнитный корпус — одно из важнейших качеств для корабля противоминной обороны. Кроме того, срок службы такого корпуса в агрессивной морской воде больше, чем у корпуса из маломагнитной стали, — более 30 лет. 

Отечественные композиты

Стеклопластиковое производство в Петербурге было освоено в 1960-х годах. Сегодня технологии строительства кораблей и судов из композитных материалов усовершенствованы в соответствии с мировым научно-техническим прогрессом. Есть три способа получения композитов: контактное формование, технология RTM Light и вакуумная инфузия.

Метод контактного формования — самый простой способ получения полимерных композитных материалов. Он применяется при изготовлении крупногабаритных деталей сложной конфигурации. Стеклоармирующий материал вручную пропитывается смолой при помощи кисти или валиков. Затем пропитанный материал (ламинат) укладывается в форму, где он прикатывается специальными валиками. Таким образом из него удаляют пузырьки воздуха и равномерно распределяют смолу по всему объему. Затвердевает ламинат при обычной комнатной температуре, после чего изделие извлекается из формы и обрабатывается.

RTM Light — это процесс закрытого формования под вакуумом, при котором армирующий материал размещается между двумя жесткими половинками матрицы. Впрыск смолы происходит под давлением с помощью специализированного оборудования. Этот метод экономически выгодно применять при серийном производстве изделий сравнительно небольших размеров.

Корпус "Александра Обухова" создан по методу вакуумной инфузии. Большая матрица, полностью повторяющая форму корпуса корабля, выстилается специальным армирующим материалом (стеклоткань или углеткань). В зависимости от того, какой это участок корпуса, число слоев такой "ткани" может доходить до нескольких десятков. Далее материал полностью накрывается герметичной пленкой, к которой присоединено множество трубочек. Через них подается смола, которая пропитывает все слои армирующего материала за счет вакуума, созданного под пленкой. В результате получается прочное и легкое изделие — корпус корабля, "залитый" в форму.

Технологии вакуумной инфузии и RTM сокращают длительность изготовления конструкций и обеспечивают практически полное отсутствие выбросов вредных веществ.

В качестве армирующих материалов используются стеклянные и угольные ткани различного плетения. Большинство из них было европейского производства, однако постепенно Средне-Невский судостроительный завод переходит на отечественные композитные материалы. Отечественные смолы проходят последние необходимые испытания и будут использованы при постройке последующих кораблей. Вопрос импортозамещения пенопластов и вспомогательных материалов пока остается открытым — продолжаются исследования.

О тральщике

Головной корабль противоминной обороны проекта 12700 (шифр "Александрит") обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • водоизмещение тральщика составляет 890 тонн;
  • длина — 61 метр;
  • ширина — 10 метров;
  • скорость хода при полном водоизмещении — 16,5 узла;
  • экипаж — 44 человека.

Он будет нести на борту новейшее противоминное вооружение с применением автоматизированной системы управления. Наряду с этим корабль будет способен использовать и традиционные тралы.

Головной тральщик "Александр Обухов" был заложен 22 сентября 2011 года, спущен на воду летом 2014-го. В 2014 году Средне-Невский завод подписал контракт с Министерством обороны РФ на строительство трех серийных кораблей этого проекта. По условиям соглашения их сдача запланирована в период с 2016-го по 2018-й.

Второй корабль серии, "Георгий Курбатов", был заложен весной 2015 года. Он назван в честь Героя Советского Союза Георгия Курбатова, который в годы Великой Отечественной войны участвовал в потоплении шести кораблей противника, 20 минных постановках и 15 высадках диверсионно-разведывательных групп. Церемония закладки третьего корабля противоминной обороны запланирована на весну 2017 года.