К Дню моряка-подводника ВМФ России на телеканале "Т24" состоится премьера документальных фильмов "Подводники. Погружение" и "Подводники. Режим "Тишина". Телезрители увидят особенности службы на подлодках, как устроен быт и как экипаж готовится к каждому выходу в море.
Съемки проходили на Северном флоте — в закрытом городке Гаджиево и в Североморске, а также на военно-морской базе в Новороссийске. Журналистам удалось сделать редкие кадры на атомном подводном крейсере К-117 "Брянск" (проект 667 БДРМ "Дельфин"), оснащенном ракетами РСМ-54 "Синева", и на дизель-электрической субмарине проекта 636 "Ростов-на-Дону", вооруженной крылатыми ракетами "Калибр".
Также в фильмах идет речь о старейшем отечественном судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге и о ведущем российском конструкторском бюро подводного кораблестроения ЦКБ МТ "Рубин".
Как призналась ТАСС автор фильмов Алиса Литвинова, у съемочной группы была идея сделать фильм именно про моряков-подводников, с множеством деталей их службы.
И поэтому мы смотрели, как они к этой лодке относятся, как они заходят, как они команды раздают... При всей этой мощи — атомоход стоит — он огромен, как плавучая пятиэтажка. И стоят мужчины… с живыми эмоциями, с такими искрящимися интересными глазами и при этом любящие свою работу. Они к лодке подходят, чуть ли не здороваются с ней: я домой пришел. До лодки дошел — он здесь, он спокоен, он на месте
Огромное впечатление субмарина произвела на продюсера фильмов Павла Безносенко. Он впервые оказался на подводной лодке.
Вот это ощущение, когда и ты по трапу заходишь на лодку, наступаешь на этот прорезиненный корпус, мурашки по коже точно. Вот эта такая мощь! Это наша гордость! Ощущение, что места мало, тесно. Это на "Брянске". Для меня это стало ярким впечатлением
Павел также вспоминает, что все они настолько были погружены в съемочный процесс, что он даже не понимал, сколько раз группа там питалась — три или четыре.
Кстати, на атомном "Брянске" пили красное сухое вино — 100 грамм за ужином. А еще нам рассказали, что подводникам очень часто дают красную икру. Но мы не попали. Трехразовое питание, но разные смены по-разному. И создается ощущение у нас, что они постоянно едят
На Черноморском флоте съемочной группе "Т24" рассказали о том, что означает для подлодок класса 636 режим "Тишина". Не зря этот класс субмарин за свою бесшумность давно получил от НАТО уважительное прозвище "Черная дыра".
Подлодка должна погасить все, что может шуметь, залечь на дно или остановиться на заданной глубине, не издавать самой звуков, а только слушать, чтоб понять, кто и где рядом есть. Для этого на лодке гасят электроприборы, запрещены даже переходы. Кто должен стоять — стоит, кто должен сидеть — сидит. Ручка со стола упала — это услышат на другой лодке
Так, по словам Алисы, моряки рассказали, как во время учений им нужно было обнаружить другую субмарину. Соревновались "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону". Обнаружить удалось лишь по звуку захлопнутой кем-то случайно переборки на первой лодке.
Съемочную группу также сильно поразило, что на подводной лодке проекта 636 главный вал вращается по деревянным направляющим.
Нам рассказали про вал, который приводит в движение винт, он вращается на деревянном подшипнике. Бакаут — железное дерево
Естественная смазка, выделяемая этим деревом, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.
А я у командира "Варшавянки" спрашивала: "А не хочется ли на лодку побольше?" Он хитро улыбался: "А вы знаете, наши лодки до сих пор не находят. Ну вот эти "Черные дыры": тяжело опознать, легко потерять и невозможно найти…" Мне кажется, что у него есть какой-то азарт. Да, маленькие — а ты попробуй догони. Она и быстрая, она и маневренная
"Лодка — это клубок проводов, труб, переборок и вентилей", — рассказала Алиса. Был момент, когда она упала с лестницы и сильно ударилась головой о переборку. Съемочная группа боялась, что будет сотрясение мозга, но обошлось.
На "Ростове-на-Дону" места мало. Нас предупреждали, поэтому мы съемочную группу подбирали так, чтобы у нас не было тучных ребят и они могли пролезть в лодку — ну сантиметров 70–80 в ширину
Всего съемки длились около полугода, но на самой лодке — лишь около восьми дней. У телегруппы "Т24" уже имелся опыт подобных съемок, поэтому операторы точно знали, какое спецоборудование им требуется для работы. Для камер марки GoPro были изготовлены крепежи с доработанными специальными винтами для усиления. Это требовалось для подводных съемок лодки.
Погружение. Там нет такого, как в самолете, когда тебя вжимает в кресло. Но тем не менее похрустывает где-то, попикивают датчики. И когда наступает этот момент, мы к командиру: что, все уже? …Помощник командира там отстукивает: глубина такая-то, крен-дифферент такой-то… А на самом деле глубина уже метров 20 и у тебя внутри ничего не булькает, у тебя просто все работает. И ничего не ощущаешь. Перегрузок никаких нет. В самолете это ощущается намного острее
Ребята признались, что самым нужным оборудованием для съемок оказались веревки. Это съемочная группа поняла в первый же день, когда необходимо было спустить телевизионное оборудование в лодку. Пришлось все обматывать, перевязывать и спускать за несколько ходок.
Забирали только камеры, чтоб с них взять уже отснятый материал и скинуть его в компьютер. Все остальное было на лодке. Для допуска на подлодку нам приходилось проходить УТК (учебно-тренировочный комплекс. — Прим. ТАСС). Никто не имеет право погружаться на лодке, не пройдя УТК. В нашем фильме это все ярко показано. Там отрабатывается борьба за живучесть, борьба с пожаром и т.п.
Алиса рассказывает, что служба на подлодке обостряет человеческие инстинкты. Те, кто уходят под воду, прекрасно понимают, что в экстремальной ситуации они могут рассчитывать только на себя.
Они привыкли друг другу доверять: они все на одной лодке, от каждого может зависеть жизнь другого человека. Они вынуждены выстраивать нормальные отношения, даже если кто-то кого-то не любит. А со временем это притирается. Конфликтов там нет, носить в себе обиду тоже долго невозможно. Ты ушел на 90 суток в поход, и если будешь ходить и на кого-то зуб точить… Поэтому экипаж сплоченный
В таком же напряженном режиме живут и семьи моряков. Жены плачут каждый раз, провожая мужей в поход. Они редко знают точную дату их возвращения. И снова плачут, но уже от счастья, когда встречают лодки на причале.
Я тогда узнала понятие "сплаванный коллектив". У тебя не может быть любимчиков, не может быть выяснения отношений между мужиками… Командир мне: "Нет, ребята проходят такую проверку и испытания — их на все проверяют, и есть люди, которых не берут уже в процессе сдачи тестов". Каждый должен понимать, что он делает, и подчиняться этому строгому режиму. Это круглосуточный механизм, круче, чем на заводе, на котором работают в три смены
Во время съемок интервью с экипажами группа "Т24" была поражена тем, как подводники рассказывают о своей службе и о любви к лодке, их втором доме.
У нас был один герой, техник моторной группы подлодки "Ростов-на-Дону"… После одного-двух часов съемок он сказал следующее: ребят, я когда ее в ночи вижу — у нее красный огонек горит — она мне как будто подмигивает. Я слышу, как она дышит. Я ее люблю! Он относится к двигателю как к живому существу. И ты понимаешь, насколько он любит свою лодку, свою службу. Мы были у него дома в гостях, он нам про лодку был готов рассказывать все — это его жизнь
Помнится, мы спросили командира подлодки "Ростов-на-Дону", когда нам для съемок понадобились герои, чтобы с ними записать интервью. Он ответил: "У меня на лодке все герои! Кого ни возьми — любой герой!"
На подлодке "Брянск" ребята опытные, средний возраст — около 35 лет. И им нужно выполнить хорошо поставленную задачу. Они уверены в себе и в лодке. Командир очень опытный, он знает атомоход от и до, знает устройство реактора, оружия. На "Ростове-на-Дону" мальчишки все амбициозные, молодые (ребятам примерно по 25 лет, командиру — под 40), у них карьера, продвижение, они нацелены сделать лучше, чем в прошлый раз. Командир их учит, уже три года как… и мальчишки до сих пор в себя это впитывают, они еще не чувствуют себя морскими волками и не понимают некоторые вещи. Поэтому, если сравнивать, они разные, хотя и там и там подводники
Смотрите премьеру фильмов 18 и 19 марта на телеканале "Т24".