МОСКВА, 24 февраля. /ИТАР-ТАСС/. Следственный комитет России не получил никаких доказательств, в том числе от грузинской стороны, о причастности российских военнослужащих к каким-либо преступлениям на территории Грузии или Южной Осетии в августе 2008 года. Об этом заявил сегодня официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Он отметил, что "в своей жалобе в Европейский суд по правам человека грузинские власти бездоказательно обвиняют Российскую Федерацию в отсутствии эффективного расследования якобы совершенных российскими военнослужащими в период вооруженного конфликта преступлений на территории Грузии и Южной Осетии".
"Утверждения грузинской стороны не соответствуют действительности. При выявлении и пресечении преступлений в зоне конфликта никаких исключений для российских военнослужащих и граждан России не делалось. Поэтому в случае совершения любого преступления в отношении граждан Грузии, как мирного населения, так и военнослужащих, данным действиям незамедлительно была бы дана правовая оценка в установленном законом порядке", - подчеркнул Маркин.
"Однако в ходе допросов в качестве свидетелей грузинские военнослужащие, а также мирные жители республики, в том числе этнические грузины, не сообщали сведений о каких-либо противоправных действиях российских военнослужащих", - подчеркнул он.
"В целях получения дополнительных материалов по существу жалоб, необходимых для принятия законного и обоснованного процессуального решения, Следственным комитетом в соответствии с международными соглашениями направлено 5 запросов о правовой помощи компетентным органам Грузии".
"С 2009 по 2010 годы в Следственный комитет поступили обращения различных правозащитных организаций о якобы допущенных в ходе вооруженного конфликта со стороны российских военнослужащих нарушениях прав и свобод человека. Каждое такое обращение тщательно проверяется в рамках уголовного дела", - отметил представитель СК.
Вместе с тем он подчеркнул, что "на данный момент ни по одному такому обращению следствие не получило данных о причастности российских военнослужащих к совершению каких- либо преступлений на территории Грузии и Южной Осетии".
"В свою очередь, грузинские компетентные органы по надуманным основаниям отказались оказать российской стороне правовую помощь по уголовному делу. Несмотря на отказ грузинской стороны сотрудничать с российскими следователями, в Следственном комитете РФ все заявления и обращения граждан Грузии будут тщательно проверены, по результатам их рассмотрения будет дана надлежащая правовая оценка", - подчеркнул представитель СК.
По его словам, СК России продолжается расследование уголовного дела о событиях в Южной Осетии в августе 2008 года.
"В ходе следствия получены неопровержимые доказательства причастности высшего политического и военного руководства Грузии к совершению на территории Южной Осетии особо тяжких преступлений против личности и преступлений против мира и безопасности человечества, предусмотренных ч. 2 ст. 105 /убийство/, ст. 356 /применение запрещенных средств и методов ведения войны/, ст. 357 /геноцид/, ст. 359 /наемничество/ и ст. 360 УК РФ / нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой/. Однако привлечение их к уголовной ответственности на территории Российской Федерации по российскому уголовному законодательству невозможно в силу действия иммунитета должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции, закрепленного нормами международного права", - констатировал Владимир Маркин.
"В этой связи Следственным комитетом предпринимаются шаги к задействованию институтов международной уголовной юстиции для привлечения виновных к уголовной ответственности", - добавил он.
В декабре прошлого года Европейский суд по правам человека /ЕСПЧ/ признал приемлемым иск Грузии против России. Тбилиси обвиняет Москву в нарушении основополагающих статей Европейской конвенции о защите прав человека во время конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. В канцелярии Страсбургского суда признали, что межгосударственные иски относятся к самой сложной категории дел. Там не исключили, что ЕСПЧ сможет подготовить вердикт по данному делу не ранее 3-го квартала 2012 года.