5 января 2021, 14:09

Минтранс: большинство грузов из РФ переориентируют с портов Прибалтики к 2022-2023 годам

Будут созданы дополнительные мощности, указал замглавы ведомства Юрий Цветков

МОСКВА, 5 января. /ТАСС/. Переориентации максимального количества российских грузов с портов Прибалтики в порты РФ планируется достичь к 2022-2023 годам за счет создания дополнительных мощностей. Об этом ТАСС сообщил замглавы Минтранса Юрий Цветков.

"Мы уже добились значительных результатов, и видим существенное снижение перевозки [российских грузов] через прибалтийские порты. В 2021 году ряд проектов введут в промышленную эксплуатацию, и к 2022-2023 годам мы увидим, что подавляющее большинство грузов будут переориентированы в РФ", - сказал он.

По словам Цветкова, переориентация грузов идет максимально быстро. Россия и Белоруссия сейчас, в свою очередь, обсуждают переориентацию белорусских грузов в порты РФ. Ранее обсуждалось перенаправление поставок нефтепродуктов из портов Литвы в РФ. Цветков уточнил, что переговоры продолжаются.

Минтранс РФ ожидает, что снижение грузооборота морских портов России по итогам 2020 года составит порядка 2%. "Мы традиционно отвечаем, что пока не знаем сами, цифры придут позже. Но мы ожидаем, что по морским портам будет небольшое падение относительно 2019 года. Такое происходит впервые, на протяжении более чем 20 лет всегда отмечался рост, пусть даже порой небольшой. Сложно сказать точно, но, наверное, в районе 2% будет падение", - сказал Цветков.

Причины снижения грузооборота очевидны, продолжил Цветков. Среди них - общий спад в экономике РФ, ограничения по линии ОПЕК на экспорт нефти, изменение конъюнктуры на рынках экспорта угля. "Надеемся, что в следующем году негативные тенденции будут преодолены", - отметил замглавы Минтранса. Грузооборот морских портов России за январь - ноябрь снизился на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составил 750,73 млн тонн, сообщил в декабре Росморречфлот.

Перевозки по рекам

Минтранс РФ ожидает, что объем перевозок по рекам по итогам 2020 года сохранится на уровне предыдущего года. "По реке мы ожидаем, что объем перевозок будет на уровне перевозок 2019 года, сколь-нибудь существенного падения не ожидаем", - сказал Цветков.

По его словам, для сохранения объемов перевозок проделана большая работа. С приходом пандемии Минтранс провел совещание с коллегами из бизнеса и пришел к пониманию, что необходимо максимально быстро начать навигацию. Навигацию на некоторых участках удалось начать на 10-14 дней раньше срока. "У нас пострадал значительно пассажирооборот по известным причинам, поскольку были прямые запреты на перевозку пассажиров речным транспортом", - добавил Цветков.

Падение по итогам 2020 года в пассажирских перевозках речным транспортом будет измеряться десятками процентов, указал он.

Задачи в сфере судоходства

Минтрансу РФ и Росморречфлоту в 2020 году удалось обеспечить выполнение ключевых показателей в сфере судоходства, судостроения, развития портов и внутренних водных путей, а также реализацию знаковых проектов на водном транспорте, несмотря на кризис. "Подводя предварительные итоги года, хочется сказать, что нам удалось обеспечить выполнение ключевых показателей и реализацию значимых для водного транспорта проектов развития, сосредоточенных в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ)", - сказал Цветков.

Так, рассказал Цветков, в 2020 году введена в эксплуатацию электронная очередь во всех портах (график движения и стоянки судов), началось тестирование электронной системы дипломирования моряков.

В сфере судостроения, по его словам, стоит отметить ввод в эксплуатацию самого мощного неатомного ледокола мощностью 25 мвт "Виктор Черномырдин", многофункционального буксира-спасателя мощностью 3 мвт (Мурманск), передачу на Байкал экологического судна (до этого такие суда на Байкале отсутствовали - прим. ТАСС).

Морские порты и беспилотные суда

Удалось продвинуться в согласовании с Минэкономразвития и ФАС России перечня морских портов и размера нового инвестиционного портового сбора на 2021-2023 годы, продолжил Цветков. Инвестсбор, который будет взиматься с судов загранплавания, позволит компенсировать дисбаланс в связи с существенным снижением курса рубля и станет одним из источников финансирования строительства объектов КПМИ. Он составит не менее 5 млрд рублей в год на всю страну. Кроме того, обеспечено строительство акваторий для вводимых новых терминалов ("Ультрамар", "Суходол", "Ванинотрансуголь"), а ответственное за создание объектов федеральной собственности в портах ФГУП "Росморпорт" успешно разместило пилотный транш инфраструктурных облигаций на сумму 4 млрд рублей.

Цветков напомнил, что в 2020 г. стартовал эксперимент по испытанию беспилотных судов, создана тестовая акватория на Неве и Ладожском озере. "Беспилотные суда - это та тема, которая широко обсуждается на международном уровне - в Международной морской организации, мы там активно очень участвуем. В целом, этот вопрос носит дискуссионный характер, пока не принято нормативных и регуляторных документов. Разные страны проводят эксперименты на своей территории, и Россия находится в числе лидеров", - отметил он.

По словам Цветкова, в скором времени можно будет увидеть первые результаты эксперимента, затем будет создана нормативно-правовая база.

Замглавы Минтранса напомнил, что важной вехой стала и ликвидация катастрофических последствий разлива дизеля в Норильске, к которой первой приступила Морспасслужба, а завершена она была морскими спасателями совместно со спасателями МЧС и "Газпромнефти".

Законодательство

"Большая работа в 2020 году была проведена Минтрансом в части нормотворчества. Разработано и принято более 90 нормативно-правовых и ведомственных актов, регулирующих правоотношения в области морского и речного транспорта, - рассказал замглавы Минтранса. - В рамках исполнения плана законопроектной деятельности правительства РФ в Госдуму внесено три законопроекта. Отдельно нужно отметить проведенную масштабную работу по пересмотру и отмене нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду. В рамках так называемой регуляторной гильотины разработано и принято 13 нормативных документов. Каждый документ прошел процедуру согласования с бизнес-сообществом".

Кроме того, практически завершена работа по выпуску нормативных актов, которые принимаются в развитие норм федеральных законов. Таких документов было 14, уточнил Цветков.

Все разработанные и принятые нормативно-правовые документы направлены на повышение уровня безопасности и устраняют избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, заключил он. 

Теги:
Россия