МОСКВА, 19 февраля. /ТАСС/. Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение об организации перевалки более 9,8 млн тонн белорусских нефтепродуктов в российских портах в 2021-2023 годах, передает корреспондент ТАСС с церемонии подписания.
Подписи под документом поставили министр транспорта РФ Виталий Савельев и министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей Авраменко. Соглашение будет действовать до 31 декабря 2023 года с возможностью автоматического продления.
Соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки нефтепродуктов происхождения Республики Беларусь, предназначенных для поставки на экспорт в третьи страны через морские порты Российской Федерации, предполагает перевалку в российских портах на Балтике белорусскими предприятиями более 9,8 млн тонн мазута, бензина и масел в 2021-2023 годах. Документ предусматривает заключение контрактов по принципу take-or-pay. В случае, если грузоотправитель обеспечивает перевалку в объеме меньше согласованного, морской терминал в любом случае получает плату за весь согласованный объем.
"Мы подписали историческое соглашение по перевалке нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии для третьих стран, через российские порты", - подчеркнул Виталий Савельев.
Первые поставки
Белоруссия гарантированно перевалит в 2021 году не менее 2 млн тонн нефтепродуктов через порты РФ, рассказал журналистам министр транспорта РФ. "По нашей договоренности на текущий год мы определили 3,5 млн тонн, с учетом того, что год уже стартовал, то около 2 млн тонн мы готовы перевезти вместе с белорусскими партнерами. Следующий год - это 3,2 млн тонн, а 2023 год - 3,1 млн тонн", - отметил Савельев, отвечая на вопрос ТАСС. Он подчеркнул, что согласно соглашению объем может быть увеличен.
Первые поставки ожидаются в марте, а первые контракты будут подписаны уже в пятницу, уточнил замминистра транспорта РФ Дмитрий Зверев. "Два министра поставили нам задачу, чтобы первые договоры уже были подписаны сегодня", - отметил Зверев. По его словам, непосредственно в договорах между субъектами будут прописаны конкретные терминалы и объемы перевозок. "[Начало поставок] март у нас заявлен и обозначен в распоряжении правительства Российской Федерации и уже подписанном соглашении. Март - грузы пойдут", - подчеркнул он.
"Сейчас идет обсуждение Петербургского нефтяного терминала, знаю, что Усть-Луга обсуждает вопрос с назначенным оператором железнодорожным "Атлантом", и, соответственно с "Белорусской нефтяной компанией", "Новой нефтяной компанией", как представителями грузоотправителя", - добавил он.
Паритет с Прибалтикой
Чтобы обеспечить паритет с Прибалтикой по стоимости перевалки нефтепродуктов Белоруссии в портах РФ, российские стивидоры, трейдеры и перевозчики пошли на существенные скидки в обмен на гарантированные объемы. "Цена для белорусских поставщиков нефтепродуктов, она ниже, чем была перевалка через прибалтийские порты. И все наши стивидоры и трейдеры, участники от РЖД, мы все пошли на существенные скидки исходя из тех объемов, которые предложила белорусская сторона. Это соглашение удовлетворяет обе стороны", - отметил Савельев.
"Абсолютный паритет цен с портами Прибалтики, что, безусловно, взаимовыгодно для наших обеих стран для реализации этих проектов", - добавил Авраменко. Он выразил уверенность, что соглашение даст существенный толчок и дополнительные возможности по открытию альтернативного маршрута по доставке нефтепродуктов, в первую очередь на экспорт.
Перспективы развития
Россия и Белоруссия готовы рассматривать также возможность переориентации экспортных отгрузок белорусского калия из портов Прибалтики на порты РФ. "У нас есть еще возможность по другим продуктам, производимым в Белоруссии, продолжить работу, например калий, калийные удобрения производятся [в Белоруссии] на экспорт в объеме около 10 млн тонн в год. Это означает, что мы можем начать работу и проработать условия, при которых Белоруссии будет выгодно поставлять их через российские порты", - отметил Савельев.
"В перспективе мы готовы обсуждать с нашими коллегами данный вопрос. Это могут быть не только калийные удобрения, но и лесные грузы, грузы машиностроительного комплекса. Этот вопрос требует более детальной проработки с точки зрения мощностей портовой инфраструктуры. Я думаю, этим вопросом мы плотно займемся", - пояснил Авраменко.
Расширение сотрудничества
Кроме того, в пятницу министры подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области транспортной безопасности. Оно позволит сформировать унифицированный механизм взаимодействия между государствами, обеспечивающий своевременное выявление, предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса при перевозках пассажиров и грузов в международном сообщении, а также каботажных автомобильных перевозках грузов.