МОСКВА, 20 февраля. /ТАСС/. Группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла в нижнюю палату парламента обновленную редакцию законопроекта, направленного на совершенствование работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций. Документ размещен в электронной базе данных Госдумы. Прежняя редакция законопроекта была внесена в Госдуму 27 ноября 2020 года.
Документом предлагается создание на базе Банка России централизованного информационного сервиса "Платформа ЗСК" ("Знай своего клиента"), через который банки в онлайн-режиме смогут получать информацию об уровне риска по клиентам и их контрагентам и использовать ее при реализации процедур ПОД/ФТ. Предлагается установить, что критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска вовлеченности в проведение подозрительных операций определяются совместно Банком России и Росфинмониторингом и публикуются на официальном сайте ЦБ в интернете.
Суть законопроекта
Согласно законопроекту, клиенты будут подразделяться на категории - высокий риск, средний риск, низкий риск. При этом для клиентов с низким и средним риском предполагается минимальный набор антиотмывочных инструментов, предусмотренных законодательством. Предлагается зафиксировать следующий алгоритм работы с клиентом в зависимости от уровня его риска (зеленый, желтый, красный): в отношении лиц с зеленым уровнем риска не применяются меры в виде отказа в открытии банковского счета, а также не допускается отказ в проведении операций по переводу денежных средств иным юрлицам и индивидуальным предпринимателям, которые также отнесены к зеленому уровню риска, на их счета (вклады, депозиты), открытые в банках на территории РФ. Исключение составляют только подозрительные операции по списанию денежных средств в пользу физлиц, снятие наличных денежных средств, перечисление денежных средств на счета, открытые в банках за пределами РФ, переводы денежных средств иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые отнесены к желтому уровню риска.
В отношении лиц с желтым уровнем риска сохраняется возможность при наличии подозрений в отмывании денег отказать в открытии банковского счета и в проведении операций. В отношении лиц с красным уровнем риска устанавливается запрет на открытие новых банковских счетов, запрет на проведение любых операций (как собственных, так и в их адрес), запрет или прекращение доступа к услугам по переводу денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России (СБП), а также запрет использования электронного средства платежа.
С учетом устанавливаемых ограничений в отношении лиц с красным уровнем риска в законопроекте отдельно выделен вопрос обеспечения их правом на защиту. Предлагаемые изменения направлены на уменьшение нагрузки на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес за счет снижения превентивных ограничительных мер со стороны кредитных организаций, сокращения расходов бизнеса на взаимодействие с банками и количества дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций. Законопроект также преследует цель повышения эффективности работы антиотмывочных систем кредитных организаций и снижения объемов подозрительных операций в целом.
Как сообщил ТАСС Анатолий Аксаков, в новой редакции законопроекта исключена норма о внесудебной конфискации средств, кроме того, в документе более четко прописан добровольный характер этого сервиса. "Мы четко прописали, что это добровольное - это дополнение к тому, что банки уже делают либо будут делать с точки зрения анализа соблюдения норм, связанных с противодействием отмыванию денег. Рынок критиковал законопроект, говоря, что эта идея должна быть добровольная - она и была добровольная, но из текста это банки не понимали. Поэтому более четко прописали, что в дополнение к тому, что у банков уже есть, они могут использовать эту систему. Это не обязаловка", - отметил Аксаков.