МОСКВА, 11 марта. /ТАСС/. Источники для пополнения Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2021 году исчерпаны, дополнительные нефтегазовые доходы могут быть направлены на пополнение фонда в 2022 году. Об этом говорится в отчете Счетной палаты по итогам мониторинга использования средств ФНБ за январь - ноябрь 2020 года.
"Источником пополнения ФНБ являются дополнительные нефтегазовые доходы. Однако вместо дополнительных сформировались недополученные нефтегазовые доходы. При этом средства в иностранной валюте, приобретенные за счет дополнительных нефтегазовых доходов в I квартале минувшего года, были полностью использованы в 2020 году", - отметил аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин, слова которого приводятся в материалах ведомства.
Счетная палата указывает, что расчетная сумма дополнительных нефтегазовых доходов за январь - март 2020 года, согласно данным Минфина, составила 570 млрд рублей. При этом объем проданной к августу валюты достиг 646,194 млрд рублей. В результате к концу лета на счетах Федерального казначейства, куда зачисляется иностранная валюта, купленная за счет дополнительных нефтегазовых доходов, не осталось средств. При этом до 1 февраля 2024 года доход от управления уже сформированных средств ФНБ будет зачисляться не в фонд, а в федеральный бюджет.
"Таким образом, источников пополнения ФНБ в 2021 году больше нет, а дополнительные нефтегазовые доходы 2021 года могут быть направлены на пополнение ФНБ только в 2022 году", - резюмируют в ведомстве.
Ликвидные активы
Доля ликвидных активов в ФНБ снизилась за январь - ноябрь с 79% на начало 2020 года до 65,3% на 1 декабря 2020 года.
"На 1 декабря 2020 года доля ликвидных активов - средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России, в общем объеме ФНБ по сравнению с началом года снизилась с 79% до 65,3%. Объем ликвидных активов ФНБ на указанную дату превысил уровень 7% прогнозируемого объема ВВП на 2020 года на 839 млрд 44,2 млн рублей", - говорится в отчете.
Счетная палата отметила, что за январь - ноябрь 2020 года использование средств ФНБ на цели, предусмотренные Бюджетным кодексом, составило в общей сумме 241,2 млрд рублей, в том числе 237,5 млрд рублей пошло на финансирование дефицита федерального бюджета и 3,7 млрд рублей - на софинансирование пенсионных накоплений. При этом объем использования в 2020 году средств ФНБ на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ был ограничен абсолютным значением объема недополученных нефтегазовых доходов в 2020 году.
Счетная палата планирует к лету 2021 года подготовить оценку эффективности вложений в менее ликвидные активы, составляющие 34,7% от объема средств ФНБ.
Ранее сообщалось, что объем ФНБ в феврале 2021 года сократился на 97 млрд рублей и на 1 марта составил 13,552 трлн рублей. При этом объем ликвидной части ФНБ на 1 марта 2021 года составил 7,5% ВВП, или 8,687 трлн рублей ($116,699 млрд).
Принципы управления
Принципы управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ) необходимо конкретизировать после достижения ликвидной части ФНБ 7% от прогнозируемого объема ВВП.
"По результатам экспертно-аналитического мероприятия "Мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств Фонда национального благосостояния, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов, в 2018-2019 годах" Счетной палатой Российской Федерации было отмечено, что действующие нормативные правовые и методические документы нуждаются в совершенствовании в части конкретизации принципов управления средствами ФНБ после достижения ликвидной части ФНБ 7% прогнозируемого объема ВВП", - отмечает Счетная палата.
По данным ведомства, законопроект, совершенствующий управление средствами ФНБ, был разработан Минфином РФ еще в 2019 году и возвращен правительством РФ на доработку. При этом по состоянию на 1 декабря 2020 года в Счетную палату этот законопроект на рассмотрение не вносился.