Все новости

Европейские авиакомпании не пускают в крымское небо

Но реальные санкции за полеты над Крымом возможны только в отношении российских авиаперевозчиков со стороны лизинговых компаний и производителей авиатехники
Аэропорт Симферополя ИТАР-ТАСС/Рюмин Александр
Описание
Аэропорт Симферополя
© ИТАР-ТАСС/Рюмин Александр

МОСКВА, 2 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Евроконтроль запретил европейским авиакомпаниям летать в закрытое Украиной воздушное пространство Крыма. Но крупные европейские компании и так не летали в Крым. Реальные санкции за полеты над Крымом возможны только в отношении российских авиаперевозчиков со стороны лизинговых компаний и производителей авиатехники.

Евроконтроль, регулирующий аэронавигацию в ЕС, уведомил европейские авиакомпании о действующем запрете на полеты в аэропорты Симферополя и Севастополя, а также транзитные рейсы через воздушную зону Крыма. Ссылаясь на нормы международного авиационного регулирования, европейская организация заявила, что признает только указания, выданные украинскими властями.

Решение Евроконтроля основано на уведомлениях украинских авиавластей о закрытии воздушного пространства полуострова для полетов гражданской авиации. Соответствующие уведомления (NOTAM)  выпускаются регулярно с начала марта. Последнее - от 27 марта - предупреждает о закрытии аэродрома Симферополя "по техническим причинам" до 26 мая 2016 года или "до следующего уведомления".

Аэропорт Симферополя к концу 2013 года стал третьим на Украине по перевозкам авиапассажиров после киевских Борисполя и Жулян, обслужив более 1,2 млн пассажиров. Основной поток приходился на международные направления - около 72%. Но тогда к международным относились рейсы из России, также выполнялись рейсы в Стамбул, Тель-Авив, Тбилиси и Ташкент. В Крым, в частности, летали Turkish Airways, AtlasJet и Uzbekistаn, остальные международные рейсы выполняли украинские перевозчики.

"Пока мировое сообщество не признало переход Крыма под российскую юрисдикцию, воздушное пространство Крыма для иностранных аэронавигационных служб остается украинским, а Украина вправе запретить полеты над своей территорией", - объясняет директор Института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов.

Но оперативные санкции в такой ситуации вряд ли возможны, считает Аксаментов. "Например, если самолет незаконно вошел в воздушное пространство какой-либо страны, власти этой страны могут его посадить и в зависимости от степени вины арестовать самолет или экипаж, - рассуждает эксперт. - Но с полетами в Крым Украина физически не может посадить российский самолет и арестовать его".

Международная организация гражданской авиации (ICAO) также не может повлиять на ситуацию. Судебные споры не в ее компетенции. В то же время совет ICAO полномочен рассматривать споры, возникающие между странами - участниками Чикагской конвенции 1944 года (устанавливает основные принципы работы в международной гражданской авиации). И Россия может обжаловать действия украинских авиавластей по закрытию воздушного пространства Крыма, считает Аксаментов.

"Российская сторона должна согласовать это (международные полеты в Крым. - ИТАР-ТАСС) с международными организациями, которые занимаются управлением воздушного движения, - говорил в интервью агентству "Крыминформ" глава наблюдательного совета аэропорта Симферополя Геннадий Нараев. Именно с этим, по его словам, связано временное прекращение авиасообщения с Киевом, Стамбулом и другими городами. "Думаю, что этот вопрос не займет много времени и в ближайшем будущем все наладится", - уверен Нараев.

Необходимые документы для уведомления ICAO об изменении государственной принадлежности аэропорта Симферополь и воздушного пространства Крыма Росавиация подготовила почти сразу после референдума 16 марта. Но в Минтрансе пока не комментируют, направлены ли документы в ICAO и как идет процесс переговоров.

МИД Украины уже обвинил российские авиакомпании "Ак Барс Аэро", "Аэрофлот" и "Глобус" (группа S7) в нарушении Чикагской конвенции и Воздушного кодекса Украины, так как самолеты перевозчиков "выполняли взлеты и посадки в закрытом аэропорту Симферополь без разрешения Госавиаслужбы Украины".

Однако российские перевозчики при полетах в Крым теперь основываются на том, что это воздушное пространство России. "Никаких санкций со стороны международных регуляторов мы не опасаемся, так как они попросту невозможны, - сказал ИТАР-ТАСС источник в "Аэрофлоте". - Крым - российская территория". А представитель "Трансаэро" уточнил, что запрет Евроконтроля не распространяется на полеты вне воздушного пространства Евросоюза.

Но прямые санкции не единственный риск полетов в Крым. Подавляющее большинство самолетов в парках российских и иностранных авиаперевозчиков находится в собственности международных лизинговых компаний, которые могут запретить использовать свои воздушные суда в "закрытой воздушной зоне".

Пока такие запреты не поступали, говорит источник в одной из российских авиакомпаний Но риск подобного запрета станет выше, если производители самолетов - а это в основном Boeing и Airbus - рекомендуют лизинговым компаниям и держателям реестров (Бермуды и Ирландия) внести ограничения в эксплуатацию самолетов на территории России.

Возможные санкции могут быть крайне разнообразны и касаться не только правовых, но и технических аспектов взаимодействия российских участников рынка с иностранными контрагентами, отмечает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. Он напомнил, что несколько лет назад российская авиакомпания "ВИМ-Авиа" пыталась выйти на рынок перевозок Ирана, попавшего под американские санкции. "Перевозки осуществлялись на самолетах Boeing 757, зарегистрированных в России, но после угрозы американской компании Pratt & Whitney прекратить обслуживание двигателей "ВИМ-Авиа" этот проект был очень быстро свернут", - сказал эксперт.