МОСКВА, 4 апреля. /ИТАР-ТАСС/. Правительство может помочь инвесторам московских аэропортов справиться с трудностями при привлечении кредитов за рубежом, заменив их деньгами из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Международные рынки длинных денег закрываются из-за политической напряженности, подтверждают аналитики.
Правительство рассматривает возможность изменения схемы финансирования инфраструктурных проектов Московского авиаузла из ФНБ, сообщили ИТАР-ТАСС участники совещания, прошедшего 2 апреля под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.
По действующим правилам инвестирования суверенного фонда деньги из ФНБ не могут превышать 40% стоимости проекта, а доходность вложенных средств должна быть не ниже параметра инфляция плюс 1%. Но для инфраструктурных проектов МАУ может быть сделано исключение, утверждают два участника совещания.
Какой может быть схема финансирования
"Предложено рассмотреть вариант, по которому ФНБ покроет до 100% стоимости реконструкции аэродромов Шереметьево, Внуково и Домодедово. То есть из ФНБ на реконструкцию аэродромов могут быть направлены почти 43 млрд рублей". Но для этого доходность по этим проектам должна быть повышена до уровня инфляции плюс 2%.
Проекты Московского авиаузла - по реконструкции аэродромов - изначально были рассчитаны по утвержденному правилу: при общей стоимости 42,8 млрд рублей на три аэродрома из ФНБ запрашивали 40% - 17,1 млрд рублей. Предусматривался выпуск облигаций - траншами в течение четырех лет (2016-2019 годы) - с погашением в 2035-2038 годах. Остальные средства частные операторы аэропортов, которым предстоит взять аэродромную инфраструктуру в концессию, планируют привлекать через кредиты в коммерческих банках со ставкой не менее 10% на 8-летний срок.
Возможность полного покрытия затрат на московские аэродромы за счет государства рассматривается с учетом риска неблагоприятной ситуации на внешних рынках для России, пояснил ИТАР-ТАСС федеральный чиновник, осведомленный о результатах совещания.
Возможные последствия введения санкций
"Уже в прошлом году мы зафиксировали нулевой рост частных инвестиций в экономику, в этом году он, скорее всего, будет отрицательным, - не удивлена директор центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. - Ситуация все больше похожа на рецессию, чем на стагнацию, и поэтому господдержка становится необходима".
Инвестиции в инфраструктурные объекты - дорогие и длительные по окупаемости, говорит замгендиректора инвесткомпании "Регион" Анатолий Ходоровский. "Возможности заимствования на длительный срок для подобных проектов сегодня сведены к минимуму как из-за внешней, так и из-за внутренней конъюнктуры, - констатирует он. - С учетом этого, конечно, возникает соблазн рассчитывать только на средства ФНБ".
Увеличивая расходы из ФНБ, правительство "признает тяжелую ситуацию с возможностями привлечения внебюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты, добавляет Акиндинова, не исключая, что за счет ФНБ правительство намерено сохранить в проектах развития инфраструктуры частных инвесторов, которые подверглись экономическим санкциям со стороны США и Евросоюза после присоединения Крыма к России.
Один из будущих инвесторов Московского авиаузла - участник санкционного списка Аркадий Ротенберг. Структура TPS Avia, бенефициаром которой является Ротенберг с партнерами, в ближайшее время создаст совместные предприятия по развитию Северной зоны аэропорта Шереметьево, а после консолидации активов аэропорта войдет в состав акционеров ОАО "Международного аэропорта Шереметьево".
Санкции со стороны США и Евросоюза могут затруднить доступ российских компаний на международные рынки капитала и оказать негативное влияние на экспортные потоки, указано в опубликованном в пятницу отчете группы "ТПС-недвижимость", управляющей девелоперскими проектами Ротенберга.
"Эти меры, особенно в случае их дальнейшей эскалации, могут вызвать затруднение доступа российского бизнеса к международным рынкам капитала, экспортным рынкам, утечку капитала, ослабление рубля и другие негативные экономические последствия", - написано в отчете.
Привлечения средств за рубежом для инвесторов и строительных компаний, принадлежащих людям из санкционного списка, усложнится, разделяет опасения Акиндинова.
Но развитие инфраструктуры - одна из лучших мер поддержки экономики, от которой не стоит отказываться, добавляет она, так как кроме краткосрочного эффекта от инвестиций страна получает долгосрочные позитивные результаты, возникающие в силу увеличения связности, мобильности граждан и других мультипликативных эффектов. Однако Фонд национального благосостояния - не панацея, а один из ряда инвестиционных инструментов, которым нужно пользоваться аккуратно, резюмировал Ходоровский.