МОСКВА, 28 апреля. /ТАСС/. Консолидированная выручка "Яндекса", согласно стандартам US GAAP, в I квартале 2021 года с учетом показателей "Яндекс. Маркета" выросла на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составила 73,1 млрд рублей. Об этом говорится в сообщении компании.
Скорректированная чистая прибыль "Яндекса" за отчетный период (с учетом показателей "Яндекс.Маркета") упала на 43% - до 2,2 млрд рублей. Скорректированная EBITDA (с учетом "Яндекс.Маркета") выросла на 5% - до 10,4 млрд рублей. Маржинальность скорректированного показателя EBITDA (с учетом "Яндекс.Маркета") составила 14,3%.
Структура выручки
Выручка от продажи интернет-рекламы (включая рекламу на сайтах "Яндекса" и в его рекламной сети) составила 49% от общей выручки компании в первом квартале 2021 года. Выручка в этом сегменте за указанный период выросла на 20% и составила 36 млрд рублей.
Прочие доходы "Яндекса" (8% от общей выручки), которые объединяют, в том числе, геосервисы, медиасервисы и подписки, проекты в области интернета вещей, "облачных" технологий, в первом квартале 2021 года выросли на 125% и достигли 5,54 млрд рублей.
Выручка по сегментам
Выручка "Яндекса" в сегменте "Поиск и портал" (включает все сервисы "Яндекса" в России, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане) увеличилась на 15% и составила 35,14 млрд рублей. Выручка компании в сегменте "Сервисы объявлений" ("Авто.ру", "Яндекс.Недвижимость", "Яндекс.Работа") выросла по итогам первого квартала на 20%, достигнув 1,8 млрд рублей.
Выручка в сегменте "Медиасервисы" ("Кинопоиск", "Яндекс.Музыка", "Яндекс.Афиша", а также продюсерский центр "Яндекс.Студия" и единая подписка на сервисы "Яндекса" - "Яндекс.Плюс") по итогам первого квартала 2021 года выросла почти на 143% и составила 3,5 млрд рублей. Дневная аудитория "Дзена" за отчетный период выросла на 35% и составила 20,5 млн пользователей. Количество активных покупателей на маркетплейсе выросло на 123% по сравнению с годом ранее и достигло 7,7 млн. Доля времени, которое пользователи "Дзена" тратят на просмотр видеороликов, составляет примерно 25% от общего времени пользователей на сервисе.
Выручка в сегменте "Прочих бизнес-юнитов и инициатив" увеличилась на 171% по сравнению с аналогичным показателем за первый квартал 2020 годам и составила 4,7 млрд рублей.
Выручка сегмента такси
Выручка сегмента такси компании "Яндекс", который включает в себя сервисы такси, а также "Лавка", "Еда" и "Драйв", выросла на 89% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 26,6 млрд рублей.
"Скорректированный EBITDA сегмента составил 3,7 млрд рублей против отрицательного показателя годом ранее. Рост этого показателя был вызван в основном значительным улучшением скорректированного показателя EBITDA сервиса заказа онлайн-такси, а также ростом показателя доходности сервиса "Яндекс.Драйв". Затраты стремительно растущих сервисов "Яндекс.Лавка" и "Яндекс.Еда", а также инвестиции в развитие логистического направления частично повлияли на темпы роста данного показателя", - говорится в сообщении.
Маржинальность скорректированного показателя EBITDA сегмента "Такси" выросла до 14,1%. Доля выручки составила 36,4% от консолидированной выручки всей группы компаний "Яндекс". Рост поездок (без логистики) вырос на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.
"Рост выручки в сегменте "Такси" на 89% в основном обусловлен хорошими результатами сервиса онлайн-заказа такси (включая услуги для b2b-клиентов) и "Яндекс.Лавки", а также ростом логистического направления и сервиса "Яндекс.Еда". Рост выручки сервиса онлайн-заказа такси был вызван увеличением числа поездок и их общей валовой стоимости за счет восстановления активности населения и регулирования баланса спроса и предложения во время экстремальных погодных условий в январе и феврале 2021 года, что также положительно сказалось на отношении скорректированного показателя EBITDA к выручке. "Яндекс.Лавка" и "Яндекс.Еда" продолжили уверенный рост, несмотря на смягчение ограничений из-за пандемии коронавируса", - говорится в сообщении компании.
Выручка "Яндекс.Маркета"
Выручка "Яндекс.Маркета" в первом квартале 2021 года по US GAAP выросла на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составила 7,344 млрд рублей.
Отмечается, что основной позитивный вклад внес рост валовой стоимости товаров (GMV) на маркетплейсе, который был частично нивелирован изменениями в структуре выручки. Рекламная выручка (cost-per-click) cервиса для сравнения цен снизилась на 9% год к году в связи тем, что продавцы стали переходить с модели оплаты за клик к коммиссионной модели продаж. Доходы от прямых продаж (1P) выросли на 39% за счет общего роста сервиса.
Уточняется, что на темпы роста доходов от прямых продаж частично повлияло снижение доли прямых продаж в общей валовой стоимости товаров, реализованных на "Яндекс.Маркете". Также комиссионные и прочие доходы маркетплейса от сторонних продаж (3P) увеличились на 20% за счет роста валовой стоимости товаров и роста доли сторонних продаж (66% в первом квартале 2021 года по сравнению с 46% в первом квартале 2020 года). Этот рост был частично нивелирован снижением размера комиссии за подключение к маркетплейсу с середины января 2021 года.
Управляющий директор "Яндекса" Тигран Худавердян в ходе телефонной конференции с аналитиками заявил, что по итогам 2021 года оборот e-commerce бизнеса "Яндекса", который включает "Яндекс.Лавку", "Яндекс.Еду" и "Маркет", вырастет в 2,5 раза. "GMV всего сегмента e-commerce (маркетплейс, "Лавка" и доставка продуктов из "Яндекс.Еды") в I квартале 2021 года вырос на 186% по сравнению с первым кварталом 2020. Темпы роста ускорялись ежемесячно, а рост в марте 2021 года достиг 199%, даже несмотря на высокую базу в марте 2020 года из-за пандемии. В 2021 году мы планируем увеличить GMV сегмента интернет-торговли в 2,5 раза и наши достижения в I квартале подтверждают, что мы уверенно идем к этой цели", - отметил Худавердян.
Точки роста
Как сообщили в пресс-службе "Яндекс.Маркета", оборот направления е-commerce "Яндекса" в первом квартале 2021 года вырос год к году на 186%, до 24,7 млрд рублей, что составляет 45% от показателя за весь прошлый год. Темпы роста "Яндекс.Маркета" по сравнению с прошлым кварталом удвоились. С начала года площадке удалось втрое увеличить ассортимент, к апрелю он достиг 6 млн товарных позиций. Расширение ассортимента произошло в первую очередь за счет подключения новых поставщиков по модели FBS (продажи с фулфилментом магазина), а также за счет увеличения логистической сети по России - теперь магазины могут отгружать заказы в доставку в 30 сортировочных центрах по всей России.
Отмечается, что количество пользователей "Яндекс.Маркета" достигло 7,7 млн человек за счет конкурентных цен, интеграции "Яндекс.Плюса" и инвестиций в маркетинг. Также продолжился активный рост и в grocery-сегменте (включает доставку из магазинов "Яндекс.Еды", "Лавку" и продажи FMCG на "Маркете"). Его совокупный оборот достиг 11,5 млрд рублей. Каждый пятый заказ "Яндекс.Еды" в Москве уже приходится на продуктовые магазины. Заказы "Лавки" относительно прошлого квартала выросли на 30%, преимущественно за счет увеличения частоты использования сервиса.
Прогноз по выручке
"Яндекс" повысил прогноз по выручке в 2021 году до 315-330 млрд рублей с 305-320 млрд рублей.
В финансовой отчетности по итогам 2020 года компания прогнозировала рост консолидированной выручки по итогам 2021 года в пределах 47% - до 305-320 млрд рублей.
По итогам всего 2020 года консолидированная выручка "Яндекса" без учета показателей "Яндекс.Маркета" выросла на 17% и составила 206 млрд рублей. Выручка с учетом "Яндекс.Маркета" за 2020 год возросла на 24% и достигла 218,3 млрд рублей.