Минфин пока не видит необходимости корректировать параметры НДД
В ведомстве считают, что об эффективности НДД можно будет говорить через несколько лет
МОСКВА, 12 мая. /ТАСС/. Минфин пока не видит необходимости корректировать параметры НДД, о его эффективности можно говорить через несколько лет. Об этом журналистам сказал замглавы Минфина Алексей Сазанов.
"Мы договаривались в свое время, что будем 3-5 лет мониторить, давайте будем исходить из этих сроков", - заметил он. "Мы не будем предлагать изменять параметры НДД", - подчеркнул Сазанов.
Осенью 2020 года нефтяная отрасль пережила стремительную налоговую реформу: правительство было вынуждено пойти на сокращение налоговых преференций для отрасли в условиях падения цены нефти и снижения поступлений в бюджет. По словам главы Минфина РФ Антона Силуанова, некоторые стимулы в нефтянке показали свою неэффективность.
От отмены этих преференций бюджет РФ в 2021-2023 годах дополнительно получит доходы в размере 308,1 млрд рублей. В 2021 г. они составят 96,8 млрд рублей, в 2022 году - 104,7 млрд рублей, в 2023 году - 106,5 млрд рублей. Взамен этих льгот компании смогут перевести месторождения, на которых были отменены преференции, в режим НДД. При этом и сам проект НДД был пересмотрен не в пользу нефтяников: за счет этих изменений поступления в бюджет от нефтяников могут вырасти на 200 млрд рублей за три года.
НДД - относительно новый налог, который применяется для нескольких категорий месторождений в зависимости от выработанности и географического положения. Он заменяет собой экспортную пошлину и частично налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку. Под режим НДД подпадают некоторые новые месторождения в Восточной Сибири, действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн), новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год и другие.
С осени 2020 года Минфин РФ ужесточил некоторые параметры НДД, запретив уменьшать налогооблагаемую базу более чем на 50% за счет переноса исторических убытков (раньше можно было на 100%). Кроме того, для второй группы месторождений (всего их четыре в НДД) предлагается вместо действующих понижающих коэффициентов к НДПИ (который используется при расчете НДД) в 2021-2023 годах ввести повышающий коэффициент 1,5. Это означает, что налоговая нагрузка для месторождений второй группы будет выше, чем в действующей налоговой системе без льгот.
Выпадающие доходы ФНБ
По его словам, выпадающие доходы ФНБ от корректировки демпфера не столь существенны, это до 50 млрд рублей в год.
"Это не какая-то запредельная сумма. Это не потери бюджета, а выпадающие доходы ФНБ. Демпфер финансируется из ФНБ. Порядок сумм не помню, но это до 50 млрд рублей за этот год", - сказал он.
Скорректированный демпфирующий механизм на топливо начал действовать в России с 1 мая. Решение скорректировать демпфер было принято из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть. Так, индикативная цена бензина в формуле демпфера снижена с 1 мая на 4 тыс. рублей по сравнению с действовавшей ставкой, с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года - на 2 700 рублей за тонну по сравнению с установленной сейчас в Налоговом кодексе. С 1 января 2023 года будет проводиться индексация индикативной цены бензина на 3%. Кроме того, планируется снизить с 5% до 3% ежегодную индексацию базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу начиная с 1 января 2022 года.
Нефтяной и металлургический секторы
Минфин не ожидает пересмотра налоговой нагрузки на нефтяной и металлургический секторы в 2021 году. "Сейчас [есть] бюджетообразующий законопроект, он единственный, в нем такие нормы не предусмотрены. Иных изменений в этом году не планируем", - сказал Силуанов.
Ранее Минпромторг предложил направить поступившие дополнительно в бюджет налоги, полученные от сверхдоходов металлургов, на социально значимые направления, в том числе субсидирование госстроительства. В министерстве подчеркнули, что государство будет внимательно следить за распределением металлургами сверхдоходов.
Минфин также не прорабатывает мер по учету размера дивидендных выплат в налоговой нагрузке нефтяной и металлургической отраслях. Тем не менее министерство внимательно следит за размером дивидендов, но учет их размеров в налогах принимает кабмин, отметил Сазанов.
"Мы будем обращать на это внимание, а решение будет за правительством. В любом случае каких-то налоговых мер на этот счет мы не прорабатываем", - сказал он.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая с ежегодным отчетом правительства в Госдуме, сообщил, что компании из топливно-энергетического комплекса и металлургии, а также банки лидируют в выводе дивидендов из России.