Visa и MasterCard дешевле уйти из России, чем остаться

AP Photo/ Elaine Thompson

Аналитики банка Morgan Stanley оценили последствия принятия поправок к закону "О национальной платежной системе", подписанных президентом РФ

МОСКВА, 15 мая. /ИТАР-ТАСС/. Сохранить бизнес в России в условиях измененного законодательства Visa и MasterCard будет стоить в разы больше, чем уйти с отечественного рынка, пожертвовав прибылью. А именно минимум $1 млрд и $1,9 млрд против $160 млн и $350-470 млн для MasterCard и Visa соответственно. Такие оценки содержатся в закрытом исследовании американского банка Morgan Stanley, сообщает "Коммерсантъ".

В распоряжении издания оказалось исследование для подписчиков американского Morgan Stanley от 6 мая под названием "The Russian Bear: Impacts on V and MA". В нем аналитики глобального инвестбанка оценивают последствия принятия поправок к закону "О национальной платежной системе" (5 мая их подписал президент РФ Владимир Путин). Поправки призваны нивелировать риски блокировки карточных операций российских банков со стороны международных платежных систем (МПС) в рамках санкций, вводимых в отношении России зарубежными властями. Для этого МПС придется разместить на спецсчетах в ЦБ обеспечительный взнос, равный двухдневному обороту системы. Собственно, расходы Visa и MasterCard на продолжение работы в России и представляли основной интерес. Однако, учитывая, что финансовые показатели по России они не раскрывают, точной оценки до сих пор не было. По данным Morgan Stanley, исходя из ежедневного общего оборота наличных и безналичных платежей по картам в России в $1,6 млрд, MasterCard предстоит разместить в ЦБ $1 млрд, а Visa вдвое больше - $1,9 млрд, то есть в совокупности около 100 млрд руб.

Эти цифры на четверть превышают приблизительную оценку совокупных расходов обеих МПС на продолжение бизнеса в России (около 80 млрд руб.), которую в конце апреля приводила глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина. При этом, по подсчетам Morgan Stanley, $2,9 млрд - это минимум. "Платежным системам придется построить в России еще и процессинговые центры, а также уплачивать штрафы до 10% от размещенных в ЦБ взносов в случае отказа от предоставления услуг в одностороннем порядке", - отмечается в исследовании.

Масштаб затрат МПС на то, чтобы остаться работать в России, несопоставимо больше их финансовых результатов от российского бизнеса. Аналитики Morgan Stanley приводят и эту оценку. По их подсчетам, доля российских подразделений в совокупной выручке МПС 3-4% у Visa и 2% у MasterCard. Исходя из этих оценок, а также данных отчетности глобальных MasterCard и Visa, чистая выручка их российских подразделений составляет $160 млн и $350-470 млн соответственно. "С учетом долей в выручке мы считаем, что с последствиями для совокупных доходов можно будет справиться, в случае если Visa и MasterCard придется уйти из России, особенно с учетом того, что маржа в России ниже средней по компании", - говорится в отчете. Таким образом, получается, что финансово МПС выгоднее уйти, чем остаться.

Платежные системы в РФ

Сейчас в России, по данным главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, в обращении находятся 217 млн банковских карт разных платежных систем, из них 95% приходится на международные платежные системы,  При этом расчеты картами в 90% случаев происходят внутри страны, и лишь 10% - трансграничные транзакции.

На первом этапе создания национальной платежной системы России владельцы новых карт не смогут использовать их для международных транзакций, сообщила глава Банка России.

Ситуация небезвыходная, считают и банкиры. "Поскольку этот закон был принят как реакция на острую политическую ситуацию, не исключено, что системам все же удастся в ходе переговоров найти компромисс", - отмечает председатель правления банка "Авангард" Валерий Торхов. Тем более что никому невыгодно, чтобы системы ушли именно сейчас, пока внутренний оборот идет через них.

Создание Национальной платежной системы

Законопроект о Национальной платежной системе (НПС), подготовленный комитетом Госдумы по финансовым рынкам, стал реакцией на действия Visa и MasterCard, которые в конце марта заблокировали карты банка "Россия" (подпал под санкции США) и СМП-банка (под санкции подпали владельцы 76% его акций Борис и Аркадий Ротенберги).

В конце апреля Госдума и Совет федераций приняли закон, направленный на обеспечение бесперебойности денежных переводов в РФ и предусматривающий создание национальной платежной системы (НПС) с участием Банка России.

Закон предусматривает создание расчетно-клирингового центра (оператора) НПС в форме ОАО, 100% акций которого принадлежит Центральному банку РФ. В течение двух лет с момента госрегистрации оператора ЦБ будет являться единственным его акционером. По истечении этого срока Банк России будет вправе начать продажу принадлежащих ему акций.

Разделение на иностранную и национальную платежные системы

Закон также вводит понятия "национально значимая платежная система" и "иностранная платежная система". К национально значимым отнесены платежная система Банка России и платежная система, в рамках которой осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах. С 1 июля 2014 года оператор платежной системы, не являющейся национально значимой, обязан внести на спецсчет в Банке России обеспечительный взнос в размере суммы переводов денежных средств, осуществленных на территории РФ в рамках платежной системы в течение двух календарных дней. Взнос формируется ежеквартальными отчислениями в размере 25% от среднего значения сумм переводов денежных средств, осуществленных за один календарный день на территории РФ в рамках платежной системы за предшествующий квартал. Данный взнос будут платить международные платежные системы, у которых клиринг и процессинг расположены за пределами РФ.

Операторам услуг платежной инфраструктуры запрещается в одностороннем порядке приостанавливать или прекращать оказание таких услуг участникам ПС и их клиентам. При этом запрещается включать в правила платежной системы положения, допускающие возможность такого приостановления или прекращения. Не допускается и установление требований к операторам об ограничении или запрете оказания услуг платежной инфраструктуры в рамках других платежных систем.

За неисполнение оператором платежной системы требований законодательства о НПС, выразившееся в приостановлении (прекращении)  в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры любому участнику платежной системы и его клиентам, вводится административный штраф.