Еще недавно, когда речь заходила о пищевой промышленности, технологии ассоциировались с ней далеко не в первую очередь. Но сейчас — особенно из-за влияния пандемии — цифровизацию можно наблюдать практически во всех отраслях экономики. В пищевой в том числе.
На этом фоне инвесторы, экономисты и рыночные игроки закономерно говорят о развитии фудтеха (foodtech, от англ. food — еда, technology — технология) по аналогии с финтехом, биотехом и т.п. Так что мы изучили, какие тренды фудтеха привлекают внимание на рынке.
Что такое фудтех?
Часто под фудтехом подразумеваются так называемая еда будущего и доставка на дом. Отчасти это справедливо: онлайн-сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов занимают больше половины объема мирового рынка фудтеха и основную его часть в России. Но на самом деле понятие гораздо шире и охватывает внедрение технологий во всю цепочку питания: производство продуктов — перевозка — упаковка — доставка — готовка.
Исследователи компании Emergen Research прогнозируют, что к 2027 году мировой рынок пищевых технологий достигнет $342,52 млрд против $220,32 млрд в 2019 году. Звучат и другие оценки — например, $390 млрд к 2025 году (и это без учета сегмента доставки еды).
Еще в первой половине 2020 года сумма инвестиций в мировой фудтех выросла на 15% — с $7,439 годом ранее до $8,583 млрд, свидетельствует отчет венчурного фонда Fuel for Growth. При этом больше всего инвесторов интересовали западные проекты: практически половина всех сделок за тот период пришлась на США (48%), еще около трети — на Европу (26%), на Азию (18%) и по чуть-чуть на Ближний Восток (5%) и Африку с Австралией (3%). В начале 2021 года картина изменилась — лидером по числу сделок стал Китай (35%).
Пандемия, ЗОЖ и технологии
Последний год бурный рост многих технологических отраслей объясняется одинаково — пандемией. Пищевая отрасль тоже не стала исключением. Для нее локомотивом закономерно стали сервисы доставки продуктов питания: люди научились приобретать их через Интернет, и им это понравилось.
Кроме того, развитию отрасли способствуют два встречных процесса. С одной стороны, растут требования потребителей к качеству продуктов питания и удобству их покупки. А там, где есть изменения потребительского поведения, есть потенциал для производителей. У которых, в свою очередь, появляется возможность удовлетворять запрос аудитории, создавая больше высококачественной продукции за счет интеллектуализации, автоматизации и роботизации технологических процессов.
Также часто новые проекты, связанные с питанием, оказываются в руках стартапов, которые пытаются достигать бизнес-целей в том числе через решение актуальных проблем. А именно: рост популяции и его влияние на продовольственную безопасность, цифровизация общества, последствия изменения климата и нехватки природных ресурсов, пищевые отходы и воздействие производства продуктов питания на окружающую среду.
В каких направлениях развивается фудтех
Альтернативные виды мяса
Одно из самых заметных достижений фудтеха — распространение альтернативных видов мяса. Интерес к ним возник неспроста:
- Популяция людей растет, а вместе с ней растет и потребность в белке. ООН прогнозирует, что к 2050 году население Земли увеличится еще на 2 млрд человек, которые тоже нужно будет кормить.
- Экологи связывают сельскохозяйственное производство с негативными климатическими изменениями.
- Растет и устойчивость людей к антибиотикам, которые используются при изготовлении мяса.
- Многих волнует гуманистическая сторона вопроса и т.п. Хотя в книге "Секс без людей, мясо без животных. Кто проектирует мир будущего" Дженни Климан приводит слова Брюса Фридриха, соучредителя и исполнительного директора некоммерческой организации Good Food Institute, мол, для людей в целом не имеет значения гуманистическая сторона искусственного мяса. По его наблюдениям, дай им что-то, что будет выглядеть и ощущаться на вкус как привычное мясо, и они его охотно купят, не задаваясь вопросом, так ли уж это помогает окружающей среде и защите животных.
Рынок заменителей мяса уже развит довольно хорошо. Но потребителю доступны в основном аналоги из растительных материалов. По прогнозам компании J’son & Partners Consulting, к 2025 году мясо из растительного белка может занять до 10% рынка мяса, а к 2030 году перерасти в индустрию стоимостью $140 млрд.
А вот клеточному мясу, выращенному в лабораториях, еще предстоит добраться до прилавков. Сейчас его официально одобрили только в Сингапуре. В России сертификация "лабораторного" мяса упирается в бюрократический барьер. По словам заместителя министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут, если с альтернативным мясом из растительного сырья все понятно, то к выращенному из животного материала в лабораторных условиях еще много вопросов. Плюс, по ее мнению, потребление россиян консервативно. Так что в сфере альтернативного или искусственного мяса стартапы рискуют столкнуться с более низким спросом, чем им бы хотелось.
Еще один из трендов альтернативной еды — протеиновый порошок из насекомых, который идет на производство уже более привычных товаров питания. При этом целевая аудитория этого продукта совсем не Азиатско-Тихоокеанский регион, где потреблять и обычных насекомых в пищу культурная норма, а жители Европы, Северной и Латинской Америки.
Доставка из магазинов и ресторанов
По данным аналитического проекта Tinkoff Data на основе транзакций клиентов банка, интернет-продажи еды (доставка готовой еды, продуктов и готовых рационов) в России в 2020 году выросли более чем в четыре раза.
Исследование компании InfoLine свидетельствует, что объем розничных онлайн-продаж продовольствия из магазинов в стране вырос до 135 млрд рублей против 43 млрд рублей в 2019 году. О примерно таких же цифрах — 130 млрд рублей, без учета продаж с маркетплейсов, говорят и в Data Insight.
Персонализированное питание
Подбор максимально подходящих человеку продуктов питания, исходя из его образа жизни, состояния здоровья, наличия заболеваний и т.д., — сравнительно новое направление. В России оно развивается в основном на уровне доставки готовых наборов питания, собранных исходя из более-менее персональных предпочтений покупателя.
Оборот рынка доставки готовых рационов и продуктовых наборов в России в 2020 году увеличился на 53% и превысил 11 млрд рублей, по данным компании InfoLine.
Сооснователь и директор по развитию компании Genotek Артем Елмуратов при разработке персонализированного питания предлагает учитывать в первую очередь режим жизни человека, его пищевое поведение, физическую активность, а также проводить нутригенетическое исследование данных о здоровье потребителей.
"Прозрачное" производство
Шесть из десяти потребителей хотят больше знать о происхождении еды. Помочь в этом может информация, которую производители размещают на упаковках.
Инновации, которые появились в рамках этого тренда, — цифровые метки о сроке годности, которые помогают следить за качеством продукта в режиме реального времени; блокчейн для отслеживания пути продукта от фермы до стола; автоматизация и роботы, которые призваны гарантировать стабильность поставок и безопасность производства; контроль сточных вод на предмет содержания коронавируса и т.д.
В России к этому тренду пока максимально близко подошел проект по обязательной маркировке отдельных товаров. Но в настоящий момент он почти не касается продовольствия. Из продуктов питания обязательная маркировка распространяется на молочные продукты, с 1 декабря 2021 года требования станут обязательными для минеральной воды, а в 2022 году — для остальных видов упакованной воды. Также проводится эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков.
Экологичная упаковка
Поиск экологичных решений — основной тренд разработки упаковочных материалов.
По оценкам Mordor Intelligence, объем мирового рынка экологичной упаковки вырастет на 5,7% в период с 2021 по 2026 год, до $297 млрд. Традиционно под экологичной упаковкой подразумевается перерабатываемая и биоразлагаемая упаковка, а также упаковка для многоразового использования.
В России все это пока упирается в слаборазвитую систему раздельного сбора мусора, которая тормозит развитие переработки.
Технологии привлекают инвесторов
Если некоторые из направлений фудтеха (доставка из ресторанов и магазинов) уже были известны ранее и завоевали свою долю рынка, то некоторые (например, сравнительно недавно появившаяся на российском рынке доставка готовых рационов) только начинают набирать обороты.
Модель потребления продуктов питания быстро меняется, а темпы роста рынка привлекают большое количество инвестиций.
Арина Раксина