МОСКВА, 26 мая. /ИТАР-ТАСС/. МВФ рекомендует РФ готовить долгосрочные бюджетные прогнозы на 30-50 лет и проводить их обязательную независимую экспертную оценку. Такие предложения содержатся в докладе фонда об оценке фискальной прозрачности в РФ.
Так, эксперты МВФ отмечают, что правительство РФ ранее опубликовало долгосрочный экономический прогноз на 2014-2030 годы. Эксперты считают, что 16-летний период "слишком короткий, чтобы продемонстрировать справедливость с точки зрения распределения между поколениями или долгосрочную устойчивость параметров налогово-бюджетной политики правительства".
Такая стратегия не включает альтернативные сценарии демографической ситуации и развития политики, которые позволят исследовать долговременные факторы напряженности в бюджетной сфере, например возможные дополнительные расходы на пенсии и на здравоохранение на период до 2050 года.
В связи с этим МВФ рекомендует "публиковать долгосрочные бюджетные прогнозы на следующие 30-50 лет, используя различные предположения относительно макроэкономики, рынка нефти и демографической ситуации".
Кроме того, МВФ выступает за проведение обязательной оценки независимыми экспертами макроэкономических и бюджетных прогнозов российского правительства. Кроме того, властям РФ рекомендуется поздней весной - ранним летом публиковать доклад о стратегии налогово-бюджетной политики с изложением последних изменений в макроэкономической и налогово-бюджетной сфере, официальных макроэкономических и бюджетных прогнозов на среднесрочную перспективу и основы для подготовки следующего бюджета.
Меры повышения фискальной прозрачности
Вместе с тем эксперты фонда отмечают существенный прогресс, достигнутый Россией в улучшении раскрытия бюджетной информации в течение последних 15 лет, однако считают необходимым снижать долю закрытых расходов федерального бюджета. Об этом говорится в докладе об оценке прозрачности налогово-бюджетной сферы РФ.
МВФ рекомендует Минфину РФ углубить детализацию годового бюджета, в том числе путем пересмотра его закрытой части и сохранения грифа секретности только для тех расходов, которые связаны с национальной безопасностью. "Это обеспечит прозрачность и международную сопоставимость показателей расходов России", - уверены эксперты МВФ.
Кроме того, в связи с ростом внебюджетных расходов через такие механизмы, как Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), МВФ рекомендует представлять данные о любых инвестициях в инфраструктуру из этих фондов вместе с бюджетом. "Это обеспечит то, что все инвестиции, оплачиваемые из государственных средств, представляются на рассмотрение законодательным органам и утверждаются ими", - отмечают эксперты международной организации.
По оценке фонда, Бюджетный кодекс России обеспечивает комплексную правовую основу для управления государственными финансами, правительство своевременно публикует бюджетную статистику на основе метода начисления, в которой консолидируются федеральные, региональные и муниципальные органы управления.
Кроме того, в докладе отмечается, что бюджет имеет четкую среднесрочную ориентацию, руководствуется новым бюджетным правилом, основанным на цене нефти, представляется и утверждается своевременно. Также подробно раскрываются и контролируются основные источники бюджетного риска, включая долг, кредит и предоставление гарантий федеральными и субнациональными органами государственного управления.
В докладе также выделяются возможности для дальнейшего улучшения практики по обеспечению фискальной прозрачности РФ. В частности, МВФ предлагает уточнить границы между сектором госуправления, государственным и частным сектором и расширить институциональный охват бюджетных отчетов. Это необходимо для включения в них всего государственного сектора в широком определении, что повысит согласованность между бюджетами, статистикой и счетами, снизит доли закрытых расходов федерального бюджета, укрепит финансовый надзор за госпредприятиями.