27 мая 2014, 16:12,
обновлено 27 мая 2014, 12:12

Впервые с 2011 года внутренние перевозки авиакомпаний России превзошли международные

ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев
Внутренний пассажиропоток усилился за счет Крыма

МОСКВА, 27 мая. /ИТАР-ТАСС/. Российские авиакомпании впервые с 2011 года перевезли больше пассажиров на внутренних маршрутах, чем за границу, следует из статистики Росавиации. Внутренний пассажиропоток усилился за счет Крыма, программ субсидирования воздушных перевозок и дороговизны заграничного отдыха, считают аналитики, опрошенные ИТАР-ТАСС.

За январь-апрель 2014 года на внутренних линиях перевезено более 11,9 млн человек (рост на 14,6%). Международные авиаперевозки составили 11,87 млн пассажиров (рост на 5,4%).

Последний раз внутрироссийский пассажиропоток превышал международный в 2011 году; по итогам 2012 года авиакомпании перевезли за границу на 3,2 млн человек больше, чем внутри страны (38,6 млн к 35,4 млн пассажиров).

В 2013 году разрыв между внутренними и зарубежными перевозками усилился, составив 45,3 млн к 39,2 млн человек.

Только зимой этого года ситуация начала меняться: пассажиропоток на внутренних линиях и в феврале, и в марте, и в апреле превышал международный. В частности, авиакомпании группы "Аэрофлот" в апреле впервые за долгое время перевезли больше пассажиров внутри страны, чем за ее пределы: доля внутренних перевозок составила 50,5% (1,283 млн человек). Рост у группы на внутренних линиях - 24,4%, международные перевозки, наоборот, снизились на 1,3%.

Начавшийся в феврале рост внутренних перевозок привел к тому, что по итогам первых четырех месяцев перевозки российских авиакомпаний внутри страны превысили перевозки за границу. При этом в сегменте внутренних перевозок фиксируется положительная динамика по всем основным показателям работы: растет пассажиропоток, пассажирооборот (произведение количества пассажиров на расстояние перевозок), процент занятости кресел и коммерческая загрузка. В то же время пассажирооборот и процент занятости кресел и коммерческая загрузка в международном сегменте, напротив, падают.

Эксперты, опрошенные ИТАР-ТАСС, объясняют эту тенденцию сочетанием нескольких факторов: слабого рубля, госсубсидий на внутренние перевозки и спросом на полеты в Крым, которые в середине марта перешли из международного сегмента во внутренние.

Хотя крымское направление, по мнению главного редактора "Авиатранспортного обозрения" Алексея Синицкого, "еще не дало ощутимого прироста: апрель - еще не туристический сезон". "Сейчас основу пассажиропотока на рейсах в Симферополь составляют чиновники разных уровней, которые летают на полуостров по делам интеграции этой территории в состав России", - добавляет он.

На внутренних рейсах в апреле перевезено более 3,338 млн человек, что на 462,8 тыс. пассажиров больше, чем в апреле прошлого года. И пока только пятая часть этого дополнительного пассажиропотока возникла за счет крымских рейсов - в Симферополь в апреле перевезено 84,9 тыс. пассажиров. Правда, и это в 3,8 раза больше, чем перевезли российские авиакомпании в Крым в апреле 2013 года.

Определенный вклад вносят государственные программы субсидирования внутренних полетов и межрегионального сообщения, "хотя результатами этих мероприятий нельзя объяснить двузначный рост пассажиропотока", отмечает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Основной причиной возникшей тенденции эксперты называют колебания курса валют. "Рост курса доллара, евро и привязанных к ним валют в отношении к рублю сделал отдых за рубежом менее доступным для россиян, - говорит Пантелеев. - Массовый туристический поток наиболее чувствителен к стоимости, поэтому происходит объективная переориентация людей на внутренние рейсы - в те же Сочи и Крым".

"Но с начала сезона ждать взрывного авиационного турпотока в Крым я бы не стал", - скептичен Синицкий. "С учетом требования правительства нарастить предложение авиаперевозок в Крым, а также появления дешевого предложения на этом направлении (имеется в виду запуск полетов лоукост-авиакомпании "Добролет". - ИТАР-ТАСС) экономические риски авиакомпаний в этом случае очень высоки, - поясняет он. - Если туроператоры возьмут на себя маркетинговые расходы по продаже крымского турпакета и будут выкупать емкости в самолетах заранее, экономика перевозчиков будет защищена, и они активнее начнут использовать эту возможность заработать".