ВАШИНГТОН, 6 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Андрей Шитов/. Защита так называемой баснословной привилегии США, выражающейся в статусе доллара как главной резервной валюты мира, формально не входит в число задач Федеральной резервной системы (ФРС) США, выполняющей функции американского центрального банка. Советник руководства ФРС Джон Фауст напомнил об этом в четверг, отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС на эту тему на брифинге для иностранных журналистов в штаб-квартире ФРС в Вашингтоне. Вместе с тем он выразил уверенность в том, что в обозримой перспективе доллар будет сохранять свои позиции в международных расчетах.
Поводом для вопроса послужила появившаяся в лондонской Financial Times публикация о том, что "китайский юань быстро замещает доллар США в качестве торговой валюты не только в Азии и Европе, но теперь уже и на домашнем рынке США". По словам газеты, доля платежей в юанях в расчетах между США и остальным миром увеличилась в апреле нынешнего года на 327% по сравнению с апрелем 2013 года. И хотя пока на нее приходится лишь 2,4% в общем объеме расчетов между США, Китаем и Гонконгом, специалисты предсказывают, что в ближайшее время она будет быстро расти. "Мы полагаем, что к концу 2015 года 30% глобальной торговли (КНР. - ИТАР-ТАСС) будет оплачиваться в юанях против нынешних 13-15%", - сказала изданию управляющий директор банковской корпорации HSBC в Нью-Йорке Дебра Лодж.
"Рынки сами делают выбор", в какой валюте им производить платежи, сказал по этому поводу Фауст. Но при этом, продолжал он, в международной торговле "важна стабильность", поскольку взаимные расчеты закладываются в планы на годы вперед, а над обслуживанием этих механизмов работает множество бухгалтеров и юристов. Поэтому участники сделок не склонны менять что-либо без особой нужды и предпочитают "валюту, которая, по всей вероятности, будет оставаться стабильной".
"ФРС непосредственно не занимается вопросом о том, кто в какой валюте выставляет счета по экспортно-импортным операциям, - продолжал американский специалист. - Но зато мы много занимаемся поддержанием стабильной расчетной среды. И до последних пор по этой и другим причинам доллар оставался резервной валютой. Думаю, так, скорее всего, будет и дальше".
"Однако сохранение доллара в качестве резервной валюты не является нашей политической целью, - утверждал Фауст. - Вот поддержание надежности доллара, действительно, политическая цель. И ее мы, разумеется, поддерживаем".
Где хранятся золотовалютные резервы США
Брифинг высокопоставленного специалиста стал кульминацией пресс-тура в ФРС США группы иностранных журналистов - первого за многие годы, если не за десятки лет. Очевидно, это очередное проявление политики большей открытости для внешнего мира, провозглашенной прежним руководителем ФРС Беном Бернанке и развиваемой теперь его преемницей Джанет Йеллен. Как сказал по этому поводу Фауст, прежде в организации царил подход по принципу "ничего не объяснять и ни за что не извиняться", теперь - "стараться как можно доходчивее все разъяснять". Хотя в силу специфики организации многое в ее работе, естественно, остается закрытым.
Поскольку банковская система США именуется резервной, корр. ИТАР-ТАСС поинтересовался, где именно хранятся золотовалютные резервы и у кого находятся ключи от этих хранилищ. Официальный представитель ФРС Дуг Тиллет ответил, что золото хранится в трех местах - в спецхране на армейской базе Форт-Нокс (штат Кентукки), на монетном дворе в Вест-Пойнте (штат Нью-Йорк) и в подвале Нью-Йоркского федерального резервного банка США на Манхэттене.
В последнем почти все золото не американское. Оно принадлежит иностранным правительствам и международным организациям. Это крупнейшее хранилище монетарных запасов такого рода в мире: по состоянию на 2012 год там находилось около 530 тыс. слитков золота общим весом примерно 6,7 тыс. тонн. Этот же нью-йоркский банк - первый среди равных в дюжине федеральных резервных банков США - играет в ФРС роль своего рода "палаты международных расчетов".
Брифинг проводился в зале заседаний совета управляющих ФРС.