МОСКВА, 21 октября. /ТАСС/. Госдума приняла в I чтении поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие изменение нормативов зачисления ряда акцизов и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в региональные и федеральный бюджеты, а также корректировки правил использования Фонда национального благосостояния (ФНБ) и правил межбюджетных отношений.
Документ был внесен правительством одновременно с проектом бюджета на 2022-2024 годы и является бюджетообразующим. Как подчеркнул ранее замминистра финансов РФ Алексей Лавров, законопроект призван стабилизировать исполнение бюджетов, отказаться от особенностей, которые вводились на временной основе и закрепить на постоянной основе оправдавшие себя нормы.
Норма об использовании ФНБ - на постоянной основе
Законопроектом предлагается установить на постоянной основе норму о возможности использования правительством в установленном им порядке средств ФНБ сверх объема, предусмотренного законом о федеральном бюджете, в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня. Эта норма позволит в случае снижения цен на нефть направлять средства Фонда на обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) федерального бюджета до внесения поправок в бюджет, для оперативного реагирования, указано в пояснительной записке.
По словам Лаврова, это вытекает из сути ФНБ как страховой подушки, потому что может оказаться так, что нет времени на внесение изменений в закон о бюджете. В случае, если цена на нефть падает, в объеме до 1% можно использовать средства ФНБ. Никакого увеличения расходов не происходит, это перераспределение источников финансирования дефицита, отмечал он.
"Сегодня мы видим, что это было правильное решение, государство в этот сложный период своевременно поддержало граждан, регионы и бизнес, - подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин. - Был разработан и одобрен Общенациональный план действий. На его реализацию за счет средств Резервного фонда израсходовано 1,86 трлн рублей. Только на поддержку семей с детьми из федерального бюджета было направлено более 900 млрд рублей, еще 197 млрд - на поддержку граждан, оставшихся без работы, на специальные выплаты врачам и медперсоналу - более 231 млрд рублей, на создание дополнительных койко-мест, строительство и оснащение больниц и лабораторий по всей стране - почти 100 млрд. Еще порядка 60 млрд рублей пошло на закупку специального оборудования и средств индивидуальной защиты. А на прямую финансовую поддержку региональных бюджетов в 2020 году было выделено 300 млрд рублей",- напомнил он.
По словам Володина, правильно было бы обсудить вопрос наделения правительства этими полномочиями на постоянной основе. "Но еще раз подчеркну - нам необходимо обеспечить в этом вопросе контроль", - сказал председатель Госдумы.
Изменения в зачислении акцизов и НДПИ
Для компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов России в связи с проектируемыми изменениями в режиме налогообложения отраслей черной и цветной металлургии, угольной промышленности, а также сырья для производства минеральных удобрений (в частности, изменение ставок НДПИ и введение нового акциза) предусмотрена корректировка нормативов распределения доходов бюджетной системы для зачисления в бюджеты регионов части дополнительных поступлений, связанных с изменением налоговых ставок, в размере выпадающих доходов по налогу на прибыль.
Доходы от НДПИ на черные и цветные металлы и минеральные удобрения, а также доходы от акциза на сталь жидкую в доход федерального бюджета будут зачисляться по нормативу 83%, в доход регионального бюджета поступит 17%. Для доходов от НДПИ на коксующийся уголь предусмотрен норматив 75% в федеральный бюджет и 25% - в региональный бюджет. Установление этих нормативов позволит полностью компенсировать влияние роста ставок НДПИ и введения акциза на сталь жидкую на поступления налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ, говорится в пояснительной записке.
Законопроектом предлагается с 2022 года передать доходы от акцизов на средние дистилляты в федеральный бюджет по нормативу 100% (в настоящее время 50% доходов от акцизов на средние дистилляты поступает в федеральный бюджет, 50% - в бюджеты субъектов). При этом предлагается компенсировать уменьшение доходов бюджетов субъектов РФ по сравнению с 2019 годом, когда в бюджеты субъектов Федерации поступали положительные суммы акцизов на средние дистилляты, за счет передачи в бюджеты субъектов Федерации (и распределения между ними по дифференцированным нормативам) дополнительно 4% доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, производимую на территории РФ, уменьшив таким образом поступающую в настоящее время в федеральной бюджет часть акцизов на крепкий алкоголь.
Передача в бюджеты субъектов дополнительно 4% акцизов на крепкий алкоголь позволит обеспечить поступление в региональные бюджеты порядка 9 млрд рублей, что соответствует объему поступления акцизов на средние дистилляты в бюджеты субъектов РФ до изменения подхода к расчету ставки акциза в 2020 году.
Деофшоризация
Законопроект также предполагает меры по дальнейшему стимулированию деофшоризации в России: в качестве дополнительных ограничений на предоставление господдержки юридическим лицам в форме субсидий и бюджетных инвестиций сокращается с 50% до 25% возможность прямого или косвенного (через третьих лиц) офшорного владения в уставном капитале соответствующих юрлиц.
Минфину предоставляются полномочия по утверждению перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в России.
Изменения в межбюджетных отношениях
Также предлагается установить на постоянной основе уровень первичного структурного дефицита, используемый для расчета предельных расходов федерального бюджета в рамках "бюджетного правила", что позволит на долгосрочной основе зафиксировать параметры определения бюджетных расходов. Размер первичного структурного дефицита при этом предлагается определять не в фиксированном объеме, а исходя из отношения к валовому внутреннему продукту - 0,5% от объема ВВП, указанного на соответствующий финансовый год в законе о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Законопроектом предлагается закрепить ежегодно применяемую в рамках федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ правоприменительную практику в части возможности использования образовавшихся по итогам отчетного финансового года остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных государственным внебюджетным фондам РФ, в очередном финансовом году на те же цели.