МОСКВА, 19 ноября. /ТАСС/. Россия не имеет планов "положить глаз" на ископаемые богатства Афганистана, но готова участвовать в ряде проектов в этой стране на коммерческой основе. Об этом заявил в пятницу спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД Замир Кабулов в интервью телеканалу "Россия-24".
"У России нет никаких планов положить глаз на какие-то богатства подземные Афганистана. Они есть, и слава богу. Наверное, со временем все это заработает на интересы афганского народа и государства в целом. Но у нас нет таких целей. Мы готовы участвовать в целом ряде проектов, в основном на коммерческой основе", - сказал Кабулов.
В то же время и ряд соседних государств имеют свои интересы в Афганистане, напомнил Кабулов. "Тот же газопровод ТАПИ [строящийся газопровод Туркмения - Афганистан - Пакистан - Индия], электрификация, железная дорога", - добавил дипломат.
"Нам нужно, чтобы эта территория не порождала терроризм и наркотрафик в нашу сторону. Будут сняты проблемы по этим двум вопросам - мы только будем радоваться за себя и за афганский народ", - резюмировал директор Второго департамента Азии МИД.
Кабулов отметил, что Россия заинтересована в независимой и самодостаточной власти в Кабуле, а также в дружеском настрое по отношению к Москве. "Нам нужна власть, не сочтите это высокопарным, независимая, самодостаточная в известной степени, дружески настроенная в отношении России", - сказал Кабулов.
Риск обрушения валюты в Афганистане
Кабулов отметил, что национальная валюта Афганистана - афгани - ежедневно обесценивается из-за заморозки США финансовых активов страны.
"Сейчас нашим западным коллегам надо как-то решать этот вопрос. [Афгани] придерживают <…>, я не совсем рациональность такого шага понимаю, потому что, если афгани рухнет окончательно, он с 80 до 95 афгани [снизился] за один доллар за буквально вчера. Деньги обесцениваются, если они не в обороте", - сказал дипломат.
Кабулов обратил внимание, что в Афганистане сейчас наблюдается дефицит наличных денег. "Причем не только долларов, но и афганской национальной валюты. Целый ряд крупных компаний как афганского происхождения, так и иностранного аккумулировали в своих хранилищах огромное количество национальной валюты. Видимо, не знают куда ее применить, но в обороте не хватает реальных афгани", - отметил он.
Ответственность за Афганистан
Движение "Талибан" (запрещено в РФ) "ведет большую охоту" в Афганистане за теми, кто под видом талибов угнетает народ, заявил Кабулов.
"Есть отдельные люди, которые под видом талибов обижают народ, грабят. Но талибы ведут за ними большую охоту и разбираются очень быстро в режиме полевого суда", - указал дипломат.
"Я обратил внимание на то, что представители разных слоев афганского общества говорят примерно следующее, если суммировать: "Да, талибы не умеют управлять. Но те, предыдущие, обворовывали, обогащались за наш счет, хотя чуть было получше в Кабуле и других местах. Но эти по крайней мере этим не занимаются", - рассказал Кабулов.
Представители "Талибана" должны понимать, что восхищаться своим правлением в таком виде, в каком оно осуществляется сейчас, долго не придется, им нужно осознать свою ответственность за Афганистан и исходить из этого, распределяя властные полномочия в стране, заявил Кабулов.
Дипломат напомнил, что талибы как политическая сила в предшествующие двадцать лет только воевали, у них нет выработанных и отточенных навыков управления. "Но давайте справедливы будем: те, которые до этого двадцать лет управляли - со всеми навыками и прочим - как-то несильно справились, - продолжил он. - Поэтому, по-моему, не очень справедливо критиковать талибов за какие-то многочисленные недостатки, недоработки. Они учатся".
По словам Кабулова, российская сторона, как и другие члены расширенной "тройки" (США, КНР, Пакистан), стараются указать им, что те или иные аспекты также имеют "отношение к этнополитической инклюзивности" и нужно "создавать комфортные условия, чтобы представители разных этнических и политический воззрений в Афганистане приехали и помогали" им восстанавливать госуправление. "Они все это понимают, но опять-таки только три месяца с небольшим у власти: [до этого] воевали двадцать лет, делиться [властью] не хочется, по-человечески понятно, - отметил спецпредставитель. - Но здесь уже другой момент наступает, момент не только осознания своей ответственности за управление страной, но и, наверное, за собственную шкуру. Если инстинкт самосохранения есть, они должны понимать, что вот так восхищаться своим управлением долго не придется".