МОСКВА, 2 декабря. /ТАСС/. По инициативе Банка России в июле - сентябре 2021 года было заблокировано 24,4 тыс. телефонных номеров мошенников, сообщает регулятор.
"Банк России в III квартале 2021 года инициировал блокировку 24,4 тыс. телефонных номеров, используемых злоумышленниками для кражи денег у граждан. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года", - говорится в сообщении.
Число выявленных городских телефонных номеров, используемых мошенниками, выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 150%, до 19,1 тыс., количество мобильных телефонных номеров - почти на 80%, до более 5 тыс., а количество выявленных мошеннических номеров 8800 снизилось на 12,3%, до 221.
Также за этот период по итогам работы Банка России был ограничен доступ к 1,9 тыс. интернет-ресурсов, с помощью которых мошенники осуществляли противоправную деятельность. В сообщении отмечается, что подавляющее большинство из них (более 1,5 тыс.) - это сайты нелегальных финансовых организаций или интернет-ресурсы, которые маскируются под сайты действующих финансовых организаций.
В числе мошеннических интернет-ресурсов, снятых с делегирования, - 114 сайтов финансовых пирамид, что на 1528% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Банк России направил информацию о 973 интернет-доменах в Генеральную прокуратуру РФ для проведения проверочных мероприятий и последующего ограничения доступа в соответствии с законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Операции без согласия клиентов
Кибермошенники в III квартале 2021 года пытались похитить у граждан 3,2 млрд рублей, из них 7,7% удалось вернуть, следует из материалов Банка России.
Всего за июль - сентябрь 2021 года регулятор зафиксировал более 256 тыс. случаев операций, осуществленных без согласия клиентов, что на 40% больше чем за аналогичный период прошлого года. Объем таких операций оценивается в 3,206 млрд рублей. Из этих средств удалось вернуть гражданам 7,7%. В прошлом году в III квартале доля возмещенных средств составила 13,1%.
При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась доля социальной инженерии в числе операций без согласия клиентов: на нее пришлось 41% операций, в то время как в III квартале 2021 года она составляла 63,8%.
Наибольшая доля социальной инженерии отмечена в системе дистанционного банковского обслуживания юридических и физических лиц - 77,1% и 69,7% соответственно. При этом в системе дистанционного банковского обслуживания юридических лиц доля социальной инженерии по сравнению с аналогичным периодом увеличилась на 45,3 процентного пункта (п.п.), а физических лиц - снизилась на 12,4 п.п. Доля возмещенных средств в случаях совершения операций без согласия клиентов при дистанционном банковском обслуживании физических лиц в 3 квартале текущего года составила 1,5% от почти 1,7 млрд рублей, а юридических лиц - 0,4% от 154,9 млн рублей.
Снизилась доля социальной инженерии при оплате товаров и услуг в интернете с 63,5% в III квартале прошлого года до 35,5% в июле - сентябре 2021 года. Доля возмещенных средств в случаях интернет-оплаты товаров и услуг без согласия клиентов увеличилась на 2,8 п.п. по сравнению с III кварталом прошлого года и составила 22,9% от 900 млн рублей.