20 декабря 2021, 15:30,
обновлено 20 декабря 2021, 17:00

Источник: в ВТО учредили третейскую группу для рассмотрения спора ЕС с РФ о госзакупках

EPA-EFE/ MARTIAL TREZZINI
В ЕС считают, что меры России в сфере госзакупок направлены на замещение импорта товаров и услуг отечественными товарами и услугами посредством "смешанных ограничений и стимулов"

ЖЕНЕВА, 20 декабря. /ТАСС/. Всемирная торговая организация (ВТО) учредила в понедельник по просьбе Европейского союза третейскую группу для рассмотрения спора с Россией о госзакупках. Об этом сообщил журналистам один из торговых представителей в Женеве, говоривший на условиях анонимности.

"Орган по разрешению споров ВТО (ОРС) ответил согласием на второй запрос Европейского союза об учреждении панели арбитров для рассмотрения российских мер, которые, как утверждают в ЕС, являются частью программы замены импорта, несовместимой с правилами ВТО", - отметил этот источник.

Во время первого рассмотрения этого вопроса ОРС 29 ноября РФ заблокировала принятие решения, воспользовавшись правом, предоставленным ей правилами процедуры. Повторное рассмотрение запроса ЕС в понедельник ожидаемо завершилось принятием решения о создании третейской группы.

По словам торгового представителя, в ЕС считают, что меры России в сфере госзакупок направлены на замещение импорта товаров и услуг отечественными товарами и услугами посредством "смешанных ограничений и стимулов". Российская делегация выразила на заседание сожаление в связи с тем, что ЕС вновь попросил об учреждении панели арбитров. Представитель делегации заявил, что Россия уверена в том, что ее меры полностью соответствуют обязательствам страны в ВТО.

В итоге ОРС принял решение об учреждении третейской группы для рассмотрения этого спора. В общей сложности 11 стран, в том числе США, Канада, Китай, Япония, Индия и Украина, зарезервировали за собой участие в процедуре в качестве "третьей стороны".

Предмет спора

ЕС оспаривает "три российские меры, которые, как представляется, несовместимы с законодательством ВТО, в частности, с основным принципом национального режима ВТО, требующего, чтобы члены ВТО относились к иностранным и отечественным производителям недискриминационным образом", сообщила ранее в Брюсселе пресс-служба Еврокомиссии (ЕК).

Первая мера - это "дискриминационная оценка заявок на закупку". "На этапе оценки своих закупок некоторые связанные с государством организации вычитают 15% (до 30% для определенных товаров) из предложенной цены на отечественные товары или услуги российских организаций. Если затем будет выбрана заявка с отечественными товарами или услугами российской организации, то впоследствии все равно будет уплачена полная цена. Это означает, что импортные товары или услуги иностранных компаний оцениваются менее благоприятно на этом этапе оценки, поскольку они не получают выгоды от этого снижения цен на 15%. Это приводит к дискриминации заявок на импортные товары или услуги, предоставляемые иностранными организациями", - утверждает ЕК.

Вторая оспариваемая мера - "требования к предварительным разрешениям". "Российским компаниям, которые хотят закупать определенную продукцию машиностроения за рубежом, требуется разрешение российской комиссии по импортозамещению. Это разрешение, по-видимому, выдается на произвольной основе и не требуется для приобретения отечественной машиностроительной продукции", - говорится в документе.

Третья мера - "требования к национальным квотам при закупках". Как заявила ЕК, в случае "примерно с 250 товарами, включая транспортные средства, оборудование, медицинские приборы и текстильные изделия, до 90% должны составлять отечественные товары".

Третейская группа

В третейскую группу ВТО обычно входят от трех до пяти специалистов, которые не являются представителями государств и не имеют гражданства заинтересованных сторон торгового спора. Страна-истец и страна-ответчик представляют группе свои аргументы.

По истечении шести месяцев после создания группа направляет в Орган по разрешению споров ВТО свой проект решения. Если участники спора не удовлетворены решением ОРС, то они могут подать апелляцию. В совокупности дело в рамках спора рассматривается не меньше года, а в случае подачи апелляции - не меньше года и трех месяцев. В ходе всего рассмотрения ответчик и истец могут продолжать консультации и пытаться урегулировать спор самостоятельно.

Проигравшая сторона обязана привести свое законодательство в соответствие с решением ОРС. 

Теги:
Россия