6 АВГ, 15:26

Санкции поднялись до неба

Российские власти разрабатывают пакет мер в ответ на санкции против "Добролета"

МОСКВА, 6 августа. /ИТАР-ТАСС/. Россия может запретить украинским авиакомпаниям пролет над своей территорией, остановить часть европейских чартеров и продлить транссибирские маршруты для авиаперевозчиков ЕС. Это часть из пакета мер, которые авиационные власти разрабатывают в ответ на санкции, введенные Евросоюзом против российского лоукостера "Добролет", говорят источники ИТАР-ТАСС. Акции западных авиакорпораций падают. IATA и отраслевые эксперты призывают политиков не вмешиваться в гражданскую авиацию.

Ответ на санкции против "Добролета"

Российские авиавласти обсуждают ответные меры на санкции, принятые Евросоюзом в отношении авиакомпании "Добролет". Среди них изменение транссибирских маршрутов, остановка части чартеров европейских авиакомпаний и закрытие воздушного пространства для транзита украинских авиаперевозчиков. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС источник, знакомых с подготовкой соответствующих мер.

"Добролет" - стопроцентная "дочка" "Аэрофлота" - с 4 августа временно приостановил полеты из-за введенных против него санкций ЕС. Санкционный режим предусматривает ограничения для европейских компаний на финансовые операции с российским лоукостером.

В частности, из-за санкций ирландская лизинговая компания BBAM приостановила реализацию договора лизинга на два самолета Boeing 737-800NG, которые сейчас эксплуатирует "Добролет", а группа SMBC Aviation Capital приостановила реализацию договора лизинга лайнеров, которые планировалось сделать основой авиапарка российской компании.

В Минтрансе факт обсуждения перечня ответных мер подтвердили, напомнив, что соответствующее поручение накануне дал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Продление Сибири

Изменение маршрутов движения самолетов в воздушном пространстве России при полетах по транссибирским маршрутам "повлечет за собой увеличение полетного времени и, как следствие, рост издержек авиаперевозчиков, связанных с расходом топлива на рейсе и заработной платой кабинных экипажей", пояснил источник. "Таким образом, европейские перевозчики потеряют в конкурентоспособности по сравнению с азиатскими авиакомпаниями", - добавил он.

Иностранные компании платят за использование транссибирских трасс с 1970-х годов. Маршрут значительно сокращает время при перелетах из Европы в Азию. Получателем основного объема платежей - роялти - выступает "Аэрофлот". Это компенсация упущенной выгоды от неиспользования маршрутов отечественным авиаперевозчиком (по экспертным оценкам, объем выручки "Аэрофлота" от роялти составляет от $200 млн до $500 млн в год). Аэронавигационное обслуживание на транссибирских трассах приносит значительный доход "Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД)", но предприятие не раскрывает структуру доходов.

Россия, как и многие другие мировые державы, у которых значительная территория является стратегическим ресурсом, не входит в международное соглашение "о первой и второй свободе воздуха", предполагающее свободный пролет иностранных авиакомпаний над государством и возможность технической посадки для дозаправки, напомнил главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. Но применение права распоряжаться суверенным воздушным пространством может повлечь дальнейшую эскалацию ограничительных мер в отношении российских авиакомпаний, похожих на те, которые ощутил на себе "Добролет", опасается эксперт.

"Господа политики! Оставьте авиацию в покое", - поддержал коллегу Олег Пантелеев, глава аналитической службы "Авиапорт".

Заморозка переговоров

С 2007 года с ЕС ведутся переговоры об изменении системы оплаты транссибирских маршрутов. Предварительно согласованные между Россией и Евросоюзом принципы предусматривали изменение с 1 января 2014 года системы оплаты перелетов "с целью обеспечения транспарентности и адекватности этих платежей", но из-за введения ЕС системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS) для гражданской авиации переговоры затянулись.

По словам источника ИТАР-ТАСС, сейчас напряженная ситуация может в принципе привести к замораживанию переговорного процесса с европейскими странами относительно модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов.

Представители европейских авиакомпаний говорят, что пока не информированы о возможности изменений в использовании транссибирских авиатрасс. "Мы не обладаем информацией о каких-либо ограничениях, связанных с транссибирскими перелетами, - сообщил ИТАР-ТАСС Петер Шнекенлейтнер из Lufthansa Group. - Кроме того, мы не комментируем какие-либо спекуляции в СМИ". "Мы не комментируем слухи и спекуляции", - сказали в пресс-службе British Airways, добавив, что летают в "нормальном режиме".

В российском представительстве ЕС также сообщили, что не комментируют "рассматриваемые возможности".

В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA, представляет интересы большинства авиакомпаний мира) призывают не политизировать вопросы гражданской авиации. "Мы надеемся, что политическая напряженность не окажет негативного влияния на эффективность глобальных взаимосвязей", - сказал ИТАР-ТАСС официальный представитель IATA Крис Готер, комментируя ситуацию вокруг транссибирских перелетов.

Расплата за "Добролет"

Суммарные потери капитализации крупнейших европейских и американских авиакомпаний на фоне российского ответа на санкции против "Добролета" к середине дня среды составили около $4,5 млрд (в пересчете по биржевому курсу на среду).

В среду на европейских биржах продолжается обвал акций авиакомпаний. Air France дешевеет на 4,7%, до €7,15 за бумагу (за два дня капитализация компании рухнула на 11%, больше €220 млн).

Котировки германской Lufthansa просели на 2,9%, до €12,45 за акцию, за два дня опустившись на 10% (около €570 млн).

Лоукостер Ryanair дешевеет на 2%, до €6,61 за бумагу (потеряно около €184 млн капитализации).

Капитализация International Airlines Group (акционер British Airways) за две торговые сессии рухнула на 6,5% - это более $745 млн. В среду бумаги корпорации снижаются на 1,9%. Бумаги Finnair падают на 2,2%, до €2,6 за акцию, стоимость компании по биржевым котировкам за два дня снизилась на €30 млн.

В ночь на среду на американских биржах падали акции авиакомпаний США. Delta по итогам последней торговой сессии подешевела на 2,82%, до $36,23 за акцию (капитализация опустилась на $1,1 млрд).

American Airlines - на 2,5%, до $37,18 за бумагу (потери по стоимости - $675 млн). Котировки United Airlines рухнули на 3,43%, до $43,94 за акцию (потери - $562 млн).

"Аэрофлот" на Московской бирже накануне дешевел на 7,8%, по итогам дня - на 5,9%. В среду акции на 14.50 мск упали на 4%.

Украина пролетает мимо

Источник ИТАР-ТАСС говорит, что помимо перечисленных ранее ответных мер речь может идти об остановке чартерных рейсов ряда грузовых и пассажирских авиакомпаний Европы, разрешения на полеты для которых выдавались на временной основе, то есть сверх установленных в Соглашениях о воздушном сообщении.

В гражданской авиации действует принцип паритета. Межправсоглашения между Россией и каждой отдельно взятой страной Евросоюза прописывают, в частности, количество маршрутов, назначенных авиаперевозчиков, частоту выполнения регулярных и чартерных рейсов. В рамках переговоров страны могут идти навстречу заявке авиаперевозчика и разрешить выполнение чартеров сверх прописанного в соглашении. Предполагаемый эффект от остановки таких чартеров эксперты, опрошенные ИТАР-ТАСС, оценить не взялись.

Авиационные власти России также принимают решение о закрытии воздушного пространства для транзитных рейсов украинских авиакомпаний, добавил источник.

Это решение в случае его реализации увеличит маршрут перевозчиков Украины в восточном и южном направлении. Глава Госавиаслужбы Украины Денис Антонюк сообщил ИТАР-ТАСС, что служба на данный момент не информирована о введении такой меры в отношении украинских авиаперевозчиков.

Читать на tass.ru