Санкции поднялись до неба

МОСКВА, 6 августа. /ИТАР-ТАСС/. Россия может запретить украинским авиакомпаниям пролет над своей территорией, остановить часть европейских чартеров и продлить транссибирские маршруты для авиаперевозчиков ЕС. Это часть из пакета мер, которые авиационные власти разрабатывают в ответ на санкции, введенные Евросоюзом против российского лоукостера "Добролет", говорят источники ИТАР-ТАСС. Акции западных авиакорпораций падают. IATA и отраслевые эксперты призывают политиков не вмешиваться в гражданскую авиацию.
Ответ на санкции против "Добролета"
Российские авиавласти обсуждают ответные меры на санкции, принятые Евросоюзом в отношении авиакомпании "Добролет". Среди них изменение транссибирских маршрутов, остановка части чартеров европейских авиакомпаний и закрытие воздушного пространства для транзита украинских авиаперевозчиков. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС источник, знакомых с подготовкой соответствующих мер.
Читайте также
Ответ РФ на санкции против "Добролета" обвалил капитализацию ведущих авиакомпаний США и ЕС

"Добролет" - стопроцентная "дочка" "Аэрофлота" - с 4 августа временно приостановил полеты из-за введенных против него санкций ЕС. Санкционный режим предусматривает ограничения для европейских компаний на финансовые операции с российским лоукостером.
В частности, из-за санкций ирландская лизинговая компания BBAM приостановила реализацию договора лизинга на два самолета Boeing 737-800NG, которые сейчас эксплуатирует "Добролет", а группа SMBC Aviation Capital приостановила реализацию договора лизинга лайнеров, которые планировалось сделать основой авиапарка российской компании.
В Минтрансе факт обсуждения перечня ответных мер подтвердили, напомнив, что соответствующее поручение накануне дал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Продление Сибири
Изменение маршрутов движения самолетов в воздушном пространстве России при полетах по транссибирским маршрутам "повлечет за собой увеличение полетного времени и, как следствие, рост издержек авиаперевозчиков, связанных с расходом топлива на рейсе и заработной платой кабинных экипажей", пояснил источник. "Таким образом, европейские перевозчики потеряют в конкурентоспособности по сравнению с азиатскими авиакомпаниями", - добавил он.
Иностранные компании платят за использование транссибирских трасс с 1970-х годов. Маршрут значительно сокращает время при перелетах из Европы в Азию. Получателем основного объема платежей - роялти - выступает "Аэрофлот". Это компенсация упущенной выгоды от неиспользования маршрутов отечественным авиаперевозчиком (по экспертным оценкам, объем выручки "Аэрофлота" от роялти составляет от $200 млн до $500 млн в год). Аэронавигационное обслуживание на транссибирских трассах приносит значительный доход "Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД)", но предприятие не раскрывает структуру доходов.
Читайте также
РФ разработала три ответные меры на санкции против "Добролета"

Россия, как и многие другие мировые державы, у которых значительная территория является стратегическим ресурсом, не входит в международное соглашение "о первой и второй свободе воздуха", предполагающее свободный пролет иностранных авиакомпаний над государством и возможность технической посадки для дозаправки, напомнил главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. Но применение права распоряжаться суверенным воздушным пространством может повлечь дальнейшую эскалацию ограничительных мер в отношении российских авиакомпаний, похожих на те, которые ощутил на себе "Добролет", опасается эксперт.
"Господа политики! Оставьте авиацию в покое", - поддержал коллегу Олег Пантелеев, глава аналитической службы "Авиапорт".
Заморозка переговоров
С 2007 года с ЕС ведутся переговоры об изменении системы оплаты транссибирских маршрутов. Предварительно согласованные между Россией и Евросоюзом принципы предусматривали изменение с 1 января 2014 года системы оплаты перелетов "с целью обеспечения транспарентности и адекватности этих платежей", но из-за введения ЕС системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS) для гражданской авиации переговоры затянулись.

По словам источника ИТАР-ТАСС, сейчас напряженная ситуация может в принципе привести к замораживанию переговорного процесса с европейскими странами относительно модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов.
Представители европейских авиакомпаний говорят, что пока не информированы о возможности изменений в использовании транссибирских авиатрасс. "Мы не обладаем информацией о каких-либо ограничениях, связанных с транссибирскими перелетами, - сообщил ИТАР-ТАСС Петер Шнекенлейтнер из Lufthansa Group. - Кроме того, мы не комментируем какие-либо спекуляции в СМИ". "Мы не комментируем слухи и спекуляции", - сказали в пресс-службе British Airways, добавив, что летают в "нормальном режиме".
В российском представительстве ЕС также сообщили, что не комментируют "рассматриваемые возможности".
В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA, представляет интересы большинства авиакомпаний мира) призывают не политизировать вопросы гражданской авиации. "Мы надеемся, что политическая напряженность не окажет негативного влияния на эффективность глобальных взаимосвязей", - сказал ИТАР-ТАСС официальный представитель IATA Крис Готер, комментируя ситуацию вокруг транссибирских перелетов.
Расплата за "Добролет"
Суммарные потери капитализации крупнейших европейских и американских авиакомпаний на фоне российского ответа на санкции против "Добролета" к середине дня среды составили около $4,5 млрд (в пересчете по биржевому курсу на среду).
Читайте также
Источник: лоукостер "Добролет" до приостановки полетов успел продать 95 тыс. билетов

В среду на европейских биржах продолжается обвал акций авиакомпаний. Air France дешевеет на 4,7%, до €7,15 за бумагу (за два дня капитализация компании рухнула на 11%, больше €220 млн).
Котировки германской Lufthansa просели на 2,9%, до €12,45 за акцию, за два дня опустившись на 10% (около €570 млн).
Лоукостер Ryanair дешевеет на 2%, до €6,61 за бумагу (потеряно около €184 млн капитализации).
Капитализация International Airlines Group (акционер British Airways) за две торговые сессии рухнула на 6,5% - это более $745 млн. В среду бумаги корпорации снижаются на 1,9%. Бумаги Finnair падают на 2,2%, до €2,6 за акцию, стоимость компании по биржевым котировкам за два дня снизилась на €30 млн.
В ночь на среду на американских биржах падали акции авиакомпаний США. Delta по итогам последней торговой сессии подешевела на 2,82%, до $36,23 за акцию (капитализация опустилась на $1,1 млрд).
American Airlines - на 2,5%, до $37,18 за бумагу (потери по стоимости - $675 млн). Котировки United Airlines рухнули на 3,43%, до $43,94 за акцию (потери - $562 млн).
"Аэрофлот" на Московской бирже накануне дешевел на 7,8%, по итогам дня - на 5,9%. В среду акции на 14.50 мск упали на 4%.
Украина пролетает мимо
Источник ИТАР-ТАСС говорит, что помимо перечисленных ранее ответных мер речь может идти об остановке чартерных рейсов ряда грузовых и пассажирских авиакомпаний Европы, разрешения на полеты для которых выдавались на временной основе, то есть сверх установленных в Соглашениях о воздушном сообщении.
В гражданской авиации действует принцип паритета. Межправсоглашения между Россией и каждой отдельно взятой страной Евросоюза прописывают, в частности, количество маршрутов, назначенных авиаперевозчиков, частоту выполнения регулярных и чартерных рейсов. В рамках переговоров страны могут идти навстречу заявке авиаперевозчика и разрешить выполнение чартеров сверх прописанного в соглашении. Предполагаемый эффект от остановки таких чартеров эксперты, опрошенные ИТАР-ТАСС, оценить не взялись.
Авиационные власти России также принимают решение о закрытии воздушного пространства для транзитных рейсов украинских авиакомпаний, добавил источник.
Это решение в случае его реализации увеличит маршрут перевозчиков Украины в восточном и южном направлении. Глава Госавиаслужбы Украины Денис Антонюк сообщил ИТАР-ТАСС, что служба на данный момент не информирована о введении такой меры в отношении украинских авиаперевозчиков.



