7 августа 2014, 15:41
Ответные санкции РФ

Эксперты оценили последствия запрета на импорт норвежской рыбы для рынка РФ

Сахалинская область. Добыча кеты. ИТАР-ТАСС/ Сергей Красноухов
Сахалинская область. Добыча кеты
Доля норвежской рыбы достаточно высока на российском рынке, подтвердили в Минсельхозе

МОСКВА, 7 августа. /ИТАР-ТАСС/. Власти могут перенаправить поставки рыбы в те регионы России, которые сильно зависят от импорта норвежской рыбы. Об этом в четверг заявил журналистам глава Минсельхоза Николай Федоров, комментируя запрет на ввоз в Россию рыбы из Норвегии.

Он подтвердил, что доля норвежской рыбы и рыбной продукции достаточно высока на российском рынке.

"Ежегодно мы экспортируем 1,8 млн тонн рыбы, в том числе красной рыбы и красной икры, а импортируем - 600-700 тыс. тонн. При таком балансе, предприняв ряд дополнительных мер, можно решить проблему [замещения норвежской рыбы] абсолютно незаметно для потребителя", - сказал Федоров.

По его словам, Минсельхоз сейчас готовится подписать соглашения с торговыми сетями по переориентации некоторых логистических потоков.

"Это делается для того, чтобы в возможно временно дефицитных регионах, если они привыкли получать рыбу из Норвегии, замещение шло или за счет российской рыбы, или водных биоресурсов из других стран, чья продукция может конкурировать с норвежской", - пояснил Федоров.

Опрошенные ИТАР-ТАСС эксперты разошлись во мнении, как отразится запрет на поставки рыбы из Норвегии на отечественный рынок на российских потребителях и компаниях-переработчиках.

Так, по мнению основателя и президента одной из крупных российских компаний пищевой промышленности ГК "Ледово" Надежды Копытиной, если запрет будет кратковременным, то потребители его даже не заметят.

"Существующих запасов хватит примерно на месяц", - считает она. Если же запрет продлится дольше, то в сегменте охлажденной рыбы на замену норвежского лосося может прийти карельская и армянская форель.

Что касается мороженой красной рыбы, то будут увеличены объемы поставок российских и чилийских водных биоресурсов. "Возможно, потребителям придется немного изменить вкусовые привычки, незначительно вырастет стоимость мурманской семги и форели, но все это не критично", - добавила эксперт.

В то же время исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов, наоборот, считает, что нынешний запрет "самым плачевным образом" скажется на потребителях.

"Полностью исчезнет сегмент охлажденной рыбы, норвежский лосось занимает в этой категории 95% российского рынка", - заявил он.

Кроме того, по мнению Аронова, введенный запрет означает возникновение больших проблем для всей рыбоперерабатывающей отрасли Северо-Запада России, которая работает на охлажденном норвежском сырье. "Норвежскую охлажденную рыбу нам заменить нечем. Норвежцы ввозят к нам 160-180 тыс. тонн охлажденной рыбы ежегодно, это примерно четверть от общего объема их производства.

В России выращивается 20-25 тыс. тонн лосося в год", - подчеркнул эксперт. По его словам, убытки российских компаний-переработчиков могут составить "от миллиарда рублей". Он рассказал, что ассоциация готовит обращения к российским властям по данной проблеме.

Однако Копытина считает, что переработчики переориентируются на российскую и замороженную чилийскую рыбу. При этом, по ее мнению, российские игроки рынка, занимающиеся аквакультурой, только выиграют от запрета, так как раньше они не могли конкурировать с хорошо отлаженной системой поставок рыбы из Норвегии.

Согласно данным Норвежского комитета по рыбе, Россия в 2012 и 2013 годах заняла первое место среди стран - импортеров норвежской рыбы и морепродуктов. В прошлом году объем экспорта норвежской рыбы в РФ в денежном выражении вырос на 10%, составив 6,6 млрд норвежских крон ($1,06 млрд). Как указывается в отчете комитета, это "делает Россию важнейшим для Норвегии рынком".

В первом полугодии 2014 года Россия стала одним из крупнейших рынков лосося и форели из Норвегии. Общий объем поставок рыбы на российский рынок за первую половину 2014 года составил 112,75 тыс. тонн, или 2,8 млрд крон ($445 млн) - 8,6% от общего объема норвежского экспорта рыбы.