18 августа 2014, 14:46
Ответные санкции РФ

Ритейлеры: ажиотажного спроса в магазинах в связи с санкциями не наблюдается

ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

О значительном спросе на отдельные категории товаров заявила лишь одна розничная сеть

МОСКВА, 18 августа. /ИТАР-ТАСС/. Дефицита и ажиотажного спроса на продукты питания в магазинах в связи с введенными Россией ответными санкциями не наблюдается. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС представители крупнейших федеральных ритейлеров ("Магнит", X5 Retail Group, "Ашан", Metro Cash & Carry и ГК "Дикси").

При этом в "Дикси" отметили, что спрос на запрещенные к ввозу товары все-таки вырос, однако его увеличение было незначительным. Так, за первые выходные после введения эмбарго прирост в товарообороте магазинов "Дикси", "Виктория" и "Мегамарт" доли запрещенных к ввозу товаров составил десятую долю процента, сообщила ИТАР-ТАСС официальный представитель ГК "Дикси" Екатерина Куманина.

При этом, по ее словам, почти все дополнительные покупки пришлись на пятницу 8 августа, а уже на следующий день картина продаж ничем не отличалась от обычной. Как отметила Куманина, чаще обычного клиенты покупали сыр бри и дорогое сливочное масло.

Представители "Ашан Россия" сообщили ИТАР-ТАСС, что на полках управляемых компанией гипермаркетов осталось мало европейских, в частности французских сыров. Однако другие подпавшие под эмбарго товары присутствуют на прилавке в полном объеме и спрос на них не вырос, сказали в пресс-службе "Ашана".

В Metro Cash & Carry также не отмечают ажиотажного спроса. При этом товарные запасы охлажденного норвежского лосося, который является скоропортящимся товаром, практически подошли к концу, сообщила представитель "Metro Cash & Carry Россия" Оксана Токарева.

По ее словам, компания уже приступила к его импортозамещению. "Там, где мы не можем найти аналогов на отечественном рынке, мы обращаемся к импорту из других стран. Речь, в частности, идет о замороженном лососе из Чили", - отметила она.

О значительном спросе на отдельные категории товаров в связи с эмбарго заявил лишь один опрошенный ИТАР-ТАСС ритейлер - сеть супермаркетов премиум-класса "Азбука вкуса". Как сообщил гендиректор торговой сети Владимир Садовин, резкий всплеск покупательской активности начался сразу после введения запрета 7 августа.

"Избыточный спрос есть на те продукты, которые больше не будут ввозиться - сыры, мясные деликатесы", - сказал Садовин. При этом он заверил, что в связи с продсанкциями торговая сеть не будет повышать цены.

В принципе доля "санкционных" продуктов в российской рознице, как оказалось, была невелика. Например, в московских сетевых магазинах - не более 10%, сообщил глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк.

Пустых полок не будет

Пока проблемы в рознице связаны только с красной рыбой. Она исчезла с полок столичных магазинов, заявил Немерюк, однако точных данных в этой связи не привел.

Впрочем, все опрошенные ИТАР-ТАСС крупные федеральные ритейлеры заявили, что пустых полок в их магазинах нет и, как ожидается, не будет. Отказались от комментариев только "Лента" и "О'Кей", преимущественно работающие в Санкт-Петербурге.

"Люди больше есть не стали", - заявил ИТАР-ТАСС гендиректор торговой сети "Магнит" Сергей Галицкий, комментируя ситуацию.

По прогнозу ритейлеров, запасов подпавших под эмбарго импортных товаров хватит до месяца торговли в зависимости от их срока годности. За это время торговые сети надеются найти аналог запрещенным товарам для замещения на прилавках и расширить список поставщиков. В пресс-службе "Ашан Россия" ИТАР-ТАСС сообщили, что упростили процедуру заведения новых товаров в ассортимент и подписания договоров с новыми поставщиками.

Замещать подпавшие под эмбарго товары торговые сети намерены за счет расширения сотрудничества с отечественными поставщиками, а также с поставщиками из стран СНГ, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии.

В частности, норвежскую красную рыбу в "Дикси" могут заменить рыбой с Дальнего Востока. Для обеспечения магазинов фруктами компания планирует увеличить загрузку из Кубани, Краснодарского и Ставропольского краев, а также из Сербии, Македонии, Турции, Белоруссии.

Для экзотических фруктов "Дикси" видит возможность в перераспределении заказов в страны Азии, Латинской Америки и Африки, сообщила Куманина. Молочную продукцию из подпавших под эмбарго стран в Metro Cash & Carry планируют заменить товарами из Новой Зеландии и Швейцарии.

По оценке "Азбуки вкуса", которая специализируется на продаже деликатесов, доля запрещенных товаров, которую не получится заменить аналогами, составит до 2% от общего ассортимента торговой сети. Другие ритейлеры пока не озвучивают таких оценок.

Однако посетители уже настороженно начинают воспринимать любые объявления в торговых сетях, которые раньше не вызвали бы волнения. Так, посетители Metro Cash & Carry обратили внимание на появившуюся в минувшие выходные в магазине на Проспекте Мира в Москве вывеску "На овощи, фрукты, сыры, мясо ограничение на одну карту - 10 тыс. руб.".

Представитель компании Оксана Токарева пояснила, что это частный случай: в магазине были ограничены товарные запасы свежей группы. "Речь не идет о так называемых санкционных товарах", - заверила она. Такие меры были связаны с регулированием товарных запасов конкретного объекта с учетом его "высокой проходимости и стремлением обеспечить всех клиентов, кто придет в выходные дни, необходимыми товарами". В настоящий момент ограничение снято, торговый центр работает в обычном режиме. "В других торговых центрах таких объявлений не было", - подчеркнула Токарева.

Поставщики поднимут цены

В связи с продовольственными санкциями две федеральные торговые сети в РФ уже уведомили Минпромторг России о возможном росте цен поставщиков. Так, представитель "Metro Cash & Carry Россия" сообщила, что ряд контрагентов уведомили сеть о намерении поднять отпускную цену на рыбу, морепродукты и мясо птицы, которые попали в санкционный список. Поставщики намерены поднять цену в целом по всей упомянутой группе в среднем от 4 до 10%.

Между тем, как отметила Токарева, "положительным является тот факт, что поставщики готовы идти на переговоры относительно недопущения роста цен".

В Минпромторге РФ ИТАР-ТАСС подтвердили, что уведомление о росте цен поставщиков поступало от сети Metro, однако речь шла о диапазоне 2-10%.

О каком росте заявленной поставщиками цены сообщил X5 Retail Group, в Минпромторге не пояснили. Между тем, ранее компания заявила, что со стороны некоторых поставщиков креветок появились уведомления о росте цены на 20-36% с 11 августа 2014 года. Позже представитель ритейлера Владимир Русанов заявил ИТАР-ТАСС, что "значительного роста цен от поставщиков в связи с санкциями пока нет". По его словам, цены на креветки не увеличиваются.

Все остальные сети заверили, что роста цены к настоящему времени нет. Об этом сообщили в "Дикси", "Ашане", "О'Кей", "Азбуке вкуса". Сети "Лента" и "Магнит" отказались от комментариев.

 {article_photo:1380748:'Ритейлер X5 не исключает рост цен на продукты, если санкции продлятся долго':'left':'50'}

Как отметили в Минпромторге, "основная задача - не допустить спекулятивного увеличения цены". Для этого будут применяться законодательные рычаги. Так, если будут выявлены сговоры между продавцами, в отношении нарушителей будут применяться административные меры вплоть до уголовной ответственности.

Впрочем, розничные цены по некоторым группам начали повышаться. Глава столичного департамента торговли Немерюк признал, что спустя 10 дней после введения Россией ответных санкций на продукты цена за 1 кг свинины выросла на 10 руб.

Но в целом дефицита нет, и цены пока колеблются незначительно и сезонно.

"Несильно подорожала говядина - на 3 руб. в среднем, по мороженой рыбе в дорогом сегменте роста цен нет, в сегменте экономкласса стоимость выросла на 5 руб., колбаса подорожала на 5 руб., сыры в дорогом сегменте подешевели, хлеб остался без изменений, его средняя цена 40 руб.", - сообщил Немерюк.