МОСКВА, 3 марта. /ТАСС/. Введение маркировки поспособствовало сокращению нарушений на рынке обувных товаров в 2,5 раза. Об этом на Международной выставке "Мосшуз" заявила замначальника управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Марина Кочнева.
"Контроль и введение маркировки дают свои результаты. Если в декабре 2020 года (полгода после введения маркировки) каждая вторая пара продавалась с нарушением, сейчас статистика совсем другая: только каждая пятая пара реализуется с нарушениями правил маркировки", - пояснила Кочнева.
Обычно нарушения состоят в отсутствии средства идентификации на товаре либо отсутствии регистрации хозяйствующего субъекта в системе маркировки, также производители предоставляют недостоверную информацию о статусе кода товара, то есть проданный товар фактически находится в обороте, добавила она. При отсутствии маркировки выявляются также нарушения требований технического регламента Таможенного союза. Более того, субъекты, не состоящие в системе маркировки, часто не применяют кассовую технику.
По словам Кочневой, система маркировки позволяет применять риск-ориентированный подход при проверках бизнеса. "Наш вектор направлен туда, где наиболее вероятно нарушение. Для этого система и создана, и это подтверждается нашей статистикой. Мы проверили более 4,5 тыс. ИП и только 991 юридическое лицо, у ИП нарушений как правило больше", - добавила она.
В личном кабинете сотрудники Роспотребнадзора имеют доступ к следующим данным: дублирование продаж, оборот товаров без разрешительной документации, оборот товаров без маркировки, осуществление деятельности без регистрации и включения в систему маркировки. Более того, через приложение "Честный знак" Роспотребнадзор получает данные от потребителей. "Любой потребитель, который установит приложение "Честный знак", может проверить легальность товара. Сегодня в системе находится порядка 1,2 тыс. обращений, связанных с оборотом товаров", - сказала Кочнева.
Всего ведомство провело около 7,4 тыс. проверок соблюдения правил маркировки, из них более чем в 3 тыс. случаев был установлен факт продажи товаров без маркировки или с нарушениями правил маркировки. "Всего проверено более 5 млн единиц обувных товаров и с нарушениями выявлено практически 889 тыс., 86 % от этого объема - это продукция, которая продается без маркировки", - добавила она. По словам Кочневой, наиболее эффективно контроль осуществляется в Москве, Татарстане, Московской, Ленинградской, Белгородской, Тверской и Кемеровской областях. В этих регионах практически каждая проверка результативна.