8 сентября 2014, 10:03

Президент Украины подписал закон о реформировании национальной ГТС

ИТАР-ТАСС/ Максим Никитин
Согласно документу, функции управления системой передаются от государственного предприятия к оператору

КИЕВ, 8 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Президент Украины Петр Порошенко подписал закон о реформировании системы управления единой газотранспортной системой (ГТС) Украины.

"Возвращен с подписью президента", - указано в разделе об этапах прохождения законопроекта на сайте Верховной рады .

Согласно документу, функции оперативно-технологического управления украинской ГТС передаются от государственного предприятия к оператору ГТС, который определяется министерством энергетики и угольной промышленности страны.

Оператором ГТС могут выступать субъекты хозяйствования, учредителями и собственниками которых могут являться либо исключительно украинское государство, либо государство и юридические лица, которые "принадлежат и контролируются резидентами стран Европейского союза, США или Европейского энергетического сообщества".

В этом случае доля государства в таком предприятии не может быть меньше 51%, а другие его участники должны являться "операторами системы транспортировки газа или членами Европейской сети операторов системы транспортировки газа".

Документом также предусматривается, что оператором подземных хранилищ газа страны выступает газосберегающее предприятие, участником которого, как и в первом случае, может выступить либо только украинское государство, либо совместно с другими компаниями, контролируемыми резидентами из США, ЕС или Европейского энергетического сообщества.

Закон направлен на реформирование компании "Нафтогаз Украины" и создание отдельных предприятий газовой отрасли по видам деятельности.

Как ранее писал ИТАР-ТАСС, на управление украинской ГТС претендуют три иностранные компании, в том числе американская Chevron. Они намерены подать заявки на участие в совместном предприятии-операторе украинской газотранспортной сети (ГТС).

Эксперты: закон экономически целесообразен, но содержит спорные нормы

Закон о реформировании системы управления ГТС Украины хоть и носит политическую окраску, но является экономически целесообразным и позволит стране привлечь инвестиции для реконструкции и модернизации трубопровода. Об этом рассказал ИТАР-ТАСС президент Союза нефтегазовых промышленников РФ Геннадий Шмаль.

"Идея подключить к управлению украинской ГТС представителей из ЕС возникала еще лет 10 назад. Но до сих пор переговоры по этому вопросу ни к чему не привели. При этом трубопровод и компрессорные станции были построены около 30 лет назад и требуют срочного капитального ремонта - это несколько млрд долларов и у самой Украины этих средств нет", - пояснил Шмаль, напомнив, что европейские представители ни раз говорили о готовности предоставить если не всю необходимую сумму на модернизацию ГТС, то большую ее часть, но только в случае получения доли в ее управлении.

Украинская ГТС. Справка

Пропускная способность газотранспортной системы Украины, которой управляет ДК "Укртрансгаз", на входе составляет 288 млрд куб. м, на выходе - 178,5 млрд куб. м, в том числе в страны Европы - 142,5 млрд куб. м, Молдавию - 3,5 млрд куб. м.

ГТС состоит из 72 компрессорных станций, 110 цехов и 1451 газораспределительной станции. Общая протяженность газопроводов, которые эксплуатирует компания, составляет 38,6 тыс. км, в том числе магистральных газопроводов - 22,2 тыс. км, газопроводов-отводов - 16,4 тыс. км.

Однако прежде чем это произойдет, стране необходимо решить ряд правовых вопросов, считают эксперты Российского газового общества (РГО). В частности, Украина как член Европейского энергетического сообщества обязана внедрить законодательство Третьего энергетического пакета Евросоюза.

Для этого, как рассказали ИТАР-ТАСС в РГО, нужно выделить предприятия, осуществляющие транспортировку и хранение газа. Украина в рамках подготовки к подписанию договора об ассоциации с ЕС должна была это сделать раньше. Таким образом, принятие Верховной Радой и подписание Порошенко закона - это очередной шаг в проведении реформы газового рынка по образцу Евросоюза, уверены в РГО.

Однако сам закон содержит спорную норму относительно того, кто может участвовать в приобретении доли в газотранспортной системе Украины. Хотя смысл нормы понятен - участие не должно противоречить законодательству Евросоюза, уточняют аналитики.

Что касается рисков для российской стороны, в основном они связаны с "хронической недоговороспособностью Украины", отмечают эксперты РГО. И рецепт против этого один - строить "Южный Поток".

В остальном риски, связанные с транзитом российского газа через Украину, такие же, как и в отношении остальных стран-членов ЕС или Европейского энергетического сообщества. Они определяются энергетическим законодательством Евросоюза. Поскольку "Северный Поток" уже функционирует, украинская газотранспортная система будет всегда недогружена, и место для транзита российского газа в ней всегда останется.

Что касается других рисков, в РГО уверены, что кризис транспортировки российского газа через Украину часто провоцировал именно Евросоюз, чтобы провести свои политические решения. Сегодня ЕС хочет в целях энергетической безопасности сократить долю российского газа и стимулировать закупку более дорогого сжиженного природного газа /СПГ/. Поэтому возникновение очередного транзитного кризиса вполне вероятно, даже если ГТС Украины будет модернизирована и будут решены все правовые вопросы.