Эксперт: "Алроса" может потерять до трети выручки из-за санкций США
Новые ограничения отразятся и на иностранных инвесторах, владеющих акциями компании, считает аналитик Алексей Калачев
МОСКВА, 8 апреля. /ТАСС/. Крупнейший в мире производитель алмазов, компания "Алроса", может потерять 25-30% годовой выручки от разрыва торговых отношений на фоне санкций Минфина США, введенных 8 апреля. Такое мнение в беседе с ТАСС высказал аналитик "Финама" Алексей Калачев. Он также предупредил о возможных последствиях для иностранных инвесторов, владельцев акций "Алросы", которые технически не могут от них избавиться по требованию властей США.
В ночь на пятницу Минфин США опубликовал новый список российских компаний и физлиц, которые подпадают под санкции в целях "оказать давление на уровень доходов российского правительства". Ограничительные меры были введены не только против самой "Алросы", но и против ее дочерних компаний, где она владеет не менее 50% долей. Директива предписывает гражданам США завершить любые отношения с американским подразделением "Алросы" в срок до 7 мая, операции с акциями и долговыми обязательствами компании должны быть завершены до 1 июля 2022 года.
"Алроса" обеспечивает до 90% добычи алмазов в России, в компании трудятся более 20 тысяч сотрудников. По итогам 2021 года компания получила 332 млрд рублей выручки, увеличив показатель к уровню 2020 года на 50%.
По мнению Алексея Калачева, санкции могут иметь "достаточно серьезные последствия" для компании, так как расчеты в долларах для нее сейчас исключены.
"Алроса" уже делала упреждающие шаги до санкций, тестируя расчеты в евро. С Индией шли переговоры о прямых поставках и расчетах в рупиях. Но здесь серьезность санкций состоит в том, что они американские, то есть, по сути, экстерриториальные. Это значит, что у любого из контрагентов компании могут возникнуть совершенно конкретные риски попадания под вторичные санкции", - поясняет он. По его мнению, ограничительные меры США коснутся основных каналов продаж "Алросы" не только в США (Нью-Йорк), но также в Бельгии (Антверпен) и Израиле (Рамат-Ган).
"Потери в выручке могут оказаться серьезными, процентов на 25-30", - полагает Калачев. Но и для рынка алмазов такие ограничения для "Алросы", которая занимает 28% мирового рынка алмазов, не пройдут даром. Это резко усилит структурный дефицит на рынке, уверен эксперт. Но, с другой стороны, алмазная продукция не является продукцией первой необходимости, поэтому значительного мультипликативного эффекта для глобальной экономики этот рост цен иметь не будет. Самой же "Алросе" придется выстраивать прямые логистические цепочки и новые ценовые отношения с партнерами из Индии и ОАЭ, может быть и с Китаем в качестве посредника, уже в условиях санкций, говорит он.
"Алроса" последние годы в борьбе с рынком искусственных камней активно продвигала идею маркировки бриллиантов с тем, чтобы каждый проданный ею камень имел прозрачную историю от этапа добычи до огранки и реализации. "Теперь это благое в иные времена дело может сыграть очень злую шутку, ведь камни, добытые "Алросой", не могут обращаться на рынке", - говорит Калачев.
Эксперт также считает, что серьезными последствиями эти санкции грозят инвесторам, которые приобретали акции "Алросы" на Мосбирже (на других площадках бумаги компании не обращаются - прим. ТАСС). В России со 2 марта 2022 года действуют ограничения для иностранных инвесторов на выход из российских активов. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. При этом директива Минфина США о санкциях против "Алросы", опубликованная 8 апреля, предписывает американским гражданам завершить любые операции и отношения с "Алросой" до 1 июля 2022 года. "Это очень большой вопрос, как они смогут избавиться от акций "Алросы" до этого срока. Технически это сделать пока невозможно", - поясняет Калачев.
Структура выручки "Алросы"
Согласно годовому отчету компании, в 2020 году структура выручки "Алросы" по каналам продаж выглядела следующим образом: Бельгия (Антверпен) - 29%, Индия (Мумбаи) - 29%, ОАЭ (Дубаи) - 22%, Россия - 8%, Израиль (Рамат-Ган) - 7%, остальные хабы - около 2%. Около 77% в структуре продаж "Алросы" занимают долгосрочные договора, 11% - оптовый рынок, 12% - аукционные торги.