15 апреля 2022, 10:40

РЖД считают, что загрузка БАМа и Транссиба не позволяет наращивать экспорт угля на восток

При этом власти Кузбасса опасаются потери части экспортных рынков, если РЖД не смогут выполнить планы по увеличению отгрузки угля на восток в соответствии с поручением президента

КЕМЕРОВО, 15 апреля. /ТАСС/. Власти Кузбасса, где добывается больше половины российского угля, опасаются потери части экспортных рынков, если РЖД не смогут выполнить планы по увеличению отгрузки угля на восток в соответствии с поручением президента, сообщили ТАСС в министерстве угольной промышленности региона. РЖД, на фоне предельной востребованности направления всеми грузоотправителями, ведут переговоры с Китаем о дополнительных поездах, но отмечают недозагрузку экспортерами альтернативных маршрутов "Север - Юг", подчеркнули ТАСС в компании.

По данным министерства угольной промышленности Кузбасса, за первые три месяца 2022 года отгрузка угля из региона в восточном направлении составила 12,94 млн тонн, что на 2,76 млн тонн меньше установленного плана (82% к плану). "Согласно поручению президента России В. В. Путина в этом году объем экспортной отгрузки должен составлять не менее чем 58 млн тонн", - подчеркнули в министерстве. О повышении в 2022 году квоты на вывоз угля на экспорт в восточном направлении для Кузбасса с 53 млн до 58 млн тонн ранее писало издание "Коммерсантъ" со ссылкой на неопубликованное письмо помощника президента РФ Игоря Левитина.

Сохранение тенденции на отставание от плана может привести к утрате угольщиками рынков сбыта. "Срыв исполнения контрактных обязательств в результате сложной ситуации с вывозом ОАО "РЖД" продукции предприятий угольной отрасли Кузбасса приведет к увеличению угля на складах, к выставлению штрафных санкций со стороны покупателей, а в случае затяжного падения поставки - к возможной утрате отдельных рынков сбыта", - отметили в министерстве.

Альтернативные направления

Между тем, в РЖД говорят о полной загрузке БАМа и Транссиба, предлагая транспортировать грузы по альтернативным направлениям. "Обращаем внимание экспортеров на возможность увеличения перевозок продукции по альтернативным направлениям, где инфраструктура недозагружена. Например, по транспортному коридору "Север - Юг": через погранпереход Самур в Азербайджан и через Азербайджан либо через порты Каспия", - отметили в компании. Также в РЖД напомнили о приоритете в согласовании заявок по перевозке грузов во внутрироссийском сообщении, сырья для непрерывных производств и товаров высокого передела.

РЖД намерены сделать все необходимое, чтобы обеспечить перевозку максимально возможного объема груза отечественных производителей, говорят в компании. "Для расширения экспортных возможностей ведем переговоры с Китайскими железными дорогами по дополнительной передаче грузовых поездов", - добавили в РЖД.

По данным РЖД, за январь - март 2022 года было погружено 91,2 млн тонн каменного угля, что меньше показателя января - марта 2021 года на 0,9%, погрузки кокса при этом выросли на 1,1%, до 2,8 млн тонн. В компании добавили, что в первом квартале 2022 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года погрузка кузбасского угля в адрес российских потребителей выросла на 5,3%, до 21,1 млн тонн. При этом погрузка в адрес потребителей на восточном полигоне выросла в 1,5 раза, до 1,1 млн тонн.

Впрочем, снижение объемов перевозок угля из Кузбасса на восток фиксировалось в феврале. В РЖД тогда поясняли, что это произошло на фоне заражения сотрудников локомотивных бригад коронавирусом, но рассчитывали на нормализацию и возвращение к плановым показателям. Власти Кузбасса считают, что для восполнения не вывезенных объемов угля необходимо увеличение квот для угольных предприятий региона.