МОСКВА, 15 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Российские металлурги с низкой долговой нагрузкой, такие как "Северсталь" и НЛМК, а также госмонополия "Российские железные дороги" (РЖД) являются наиболее вероятными покупателями активов "Мечела". Такое мнение высказали аналитики, опрошенные ИТАР-ТАСС.
Активы на продажу
На этой неделе гендиректор "Мечела" Олег Коржов сообщил в интервью "Ведомостям" о том, что компания готова продать любой из своих активов, если ее устроит цена. По его словам, рассматривается и вариант продажи Челябинского металлургического комбината (ЧМК), причем как доли в нем, так и всего пакета. С кем "Мечел" ведет переговоры, ни Коржов, ни пресс-служба не сказали. Коржов считает, что "Мечел" может "выручить от распродажи активов" $2-3 млрд.
В список наиболее перспективных для продажи активов "Мечела" входят железная дорога до Эльгинского угольного месторождения, доля в самом месторождении, а также Братский завод ферросплавов и американское угольное предприятие "Мечела" Bluestone.
НЛМК и "Северсталь"
По мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Андрея Третельникова, покупатели на активы "Мечела" внутри страны есть. "Среди основных претендентов на ЧМК из российских металлургов - НЛМК и "Северсталь", компании с низкой долговой нагрузкой. Захотят они расширяться или нет - это другой вопрос. Металлурги в первую очередь будут смотреть на эффективность бизнеса, уровень себестоимости. Для них очень важно не расширение объемов, а сохранение рентабельности. Наиболее интересным с этой точки зрения является рельсобалочный стан ЧМК", - отмечает Третельников.
В конце июля текущего года глава "Северстали" Алексей Мордашов уже заявлял, что его компания может рассмотреть предложения инвестировать в активы "Мечела" только после реструктуризации его долга и определения конечного собственника компании. При этом лично инвестировать в "Мечел" Мордашов не намерен.
В НЛМК отказались комментировать возможную заинтересованность в активах "Мечела".
РЖД и акционеры Evraz
При этом аналитик БКС Олег Петропавловский напротив считает, что НЛМК и "Северсталь" на фоне текущей экономической ситуации не будут покупать ЧМК. "Они так долго боролись со своими долгами, что сейчас вряд ли будут покупать такой недоинвестированный актив как ЧМК", - считает он.
По словам Петропавловского, сейчас, скорее всего, никто не может претендовать на покупку ЧМК, кроме акционеров Evraz и РЖД. "ЧМК оценивается в $1,8-2,5 млрд с учетом долга в $1,5 млрд.
Реальных претендентов, по сути, два - Evraz и РЖД. Самый главный - это Evraz, которому этот актив интегрировался очень хорошо, потому что он бы получил новый рельсобалочный стан и производство арматуры, которое позволило компании занять больше половины российского рынка сортового проката. Но у Evraz ковенанты не разрешают привлекать новый долг, а без долга у них нет денег на покупку ЧМК. Вот если деньги привлекут сами акционеры Evraz, то покупка ЧМК выглядела бы логично", - отметил он.
Летом 2013 года компания ввела в строй универсальный рельсобалочный стан на Челябинском металлургическом комбинате (ЧМК). Мощность стана составляет до 1,1 млн тонн рельсов и фасонного проката в год. Стан позволяет производить рельсы длиной до 100 м. В его строительство компания "Мечел" вложила $715 млн.
Вторым наиболее вероятным претендентом на этот актив могли бы быть РЖД, считает Петропавловский. "РЖД менее интересен ЧМК, чем Evraz, потому что железнодорожникам нужен только рельсобалочный стан. А брать на себя весь непрофильный бизнес только ради рельсов тоже особого смысла нет.
РЖД также необходимо привлекать деньги, поэтому для них наиболее профильной была бы покупка железнодорожной ветки "Мечела" к Эльгинскому месторождению", - отметил он.
В свою очередь Третельников добавил, что "Мечелу" необходимо получить деньги от продажи активов до конца текущего года, а если он сможет продать железную дорогу к Эльге, которая оценивается в 70 млрд руб., то появится еще год-полтора для переговоров по остальным активам.
Иностранные инвесторы
До конца 2014 года "Мечел" планировал продать миноритарную долю в Эльгинском угольном месторождении в Якутии. Предполагалось, что основной интерес к этому активу будет исходить из Азии, так как этот регион является основным рынком сбыта. В частности, предложение "Мечела" изучили южнокорейская Posco и китайская Baosteel.
Для покупки ЧМК необходима компания с ресурсной базой, поскольку все сырье на комбинат возит "Мечел", отмечает аналитик БКС. "Что касается иностранных инвесторов, то, я думаю, сейчас вряд ли хоть что-то будет одобрено для иностранцев", - отметил Петропавловский.
Третельников также не видит очевидных плюсов для иностранных инвесторов от покупки ЧМК. "Потенциально хорошая цена могла бы заинтересовать инвесторов из Китая. Возможно, было бы интересно создать какую-то группу, альянс с участием инвесторов сырьевых компаний и подкрепить его металлургическим производством", - считает Третельников.
В то же время аналитик Сергей Донской из Societe Generale отмечает: "В текущей ситуации, малопонятной экономически и политически, ни одна из металлургических компаний в России не будет влезать в долги для того, чтобы спасать кого-то. Экономически неочевидна целесообразность этого шага".
Долги "Мечела"
В настоящее время "Мечел" испытывает сложности с обслуживанием долга, который достиг $8 млрд. Профильные ведомства с участием банков-кредиторов, инвестиционных консультантов и представителей "Мечела" рассматривают возможности реструктуризации долгов компании. Основными кредиторами компании являются Сбербанк ($1,3 млрд), Газпромбанк ($2,3 млрд) и ВТБ ($1,8 млрд).
В конце августа в СМИ появилась неофициальная информация о том, что "Мечел" предложил банкам-кредиторам конвертировать все валютные долги в рублевые; установить по всем кредитам единую ставку на уровне ставки рефинансирования ЦБ плюс 1-2%; начать выплаты по телу долга через пять-семь лет. Но банки эта схема не устроила.
Группа "Мечел" объединяет производителей угля, железорудного концентрата, стали, проката, ферросплавов, продукции высоких переделов, тепловой и электрической энергии. Основному акционеру Игорю Зюзину принадлежит 67,42% акций компании.